Предположительно, генетические влияния на интеллектуальное развитие потенциально
модифицируются факторами окружающей среды, хотя практичность подобных модификаций это
другой вопрос. Подобным образом влияние окружающей среды на развитие зависит от генов или
структур, с которыми они связаны (Neisser et al., 1996). Проще говоря, дети не наследуют IQ они
наследуют генотип, то есть набор генов, отвечающих за интеллект. Выражение генотипа в окружающей
среде взаимодействие генсреда называется фенотипом. Наследуемость свойства описывает
количественное соотношение вариаций свойства, могущих быть приписанными генетическому влиянию
в роду (Neisser et al., 1996). Наследуемость любого отдельного свойства, следовательно, может
варьироваться от 0 до 100% генетической определенности.
Так можем ли мы оценить наследуемость интеллекта и, косвенным образом, наследуемость
умственной отсталости? На этот интригующий вопрос теперь можно ответить с некоторой степенью
уверенности, но без особого энтузиазма. Многочисленные факты указывают на то, что наследуемость
интеллекта приблизительно равна 50%, а это значит, что и генетические, и не относящиеся к
генетическим факторы играют огромную роль для структуры и выражения интеллекта (McGue,
Bouchard, Iacono & Lykken, 1993; Plomin & Neiderhiser, 1991).
Существует так много специфических генетических причин умственной отсталости, что все еще
остается некоторый скептицизм в отношении важности влияния окружающей среды. К этой дилемме
добавляется сложность распознавания, выделения и измерения специфических, негенетических
переменных (Plomin, 1995; Rowe, 1994). Существуют убедительные доказательства того, что основные
средовые факторы влияют на показатели когнитивной успешности детей, живущих в неблагоприятных
условиях (Ramey, Campbell, & Ramey, 1999). Например, дети, рожденные в социально неблагоприятных
условиях, а затем усыновленные другими семьями и растущие в более благоприятной обстановке,
имеют показатели IQ значительно выше, чем их братья или сестры, воспитываемые своими
биологическими родителями в неблагоприятной обстановке (Capron & Duyme, 1989).
Даже во время пренатального развития окружающая среда может влиять на IQ в большей
степени, чем ранее предполагалось. Обзор исследований близнецов и братьев/сестер, не являющихся
близнецами, выявил, что общая пренатальная среда (это значит, что у детей была одна мать) объясняет
20% сходства IQ у близнецов, но лишь 5% у братьев/сестер, не являющихся близнецами (Devlin, Daniels
& Rodin, 1997). Подобное открытие означает, что пренатальное воздействие, такое как питание,
гормональный уровень и токсичные вещества, может быть неправильно интерпретировано как
генетическое, когда на деле оно является фактором окружающей среды (McGue, 1997). Важно оценить
практическую пользу этого исследования: если раннее (пренатальное) воздействие значительно влияет
на интеллектуальное функционирование, тогда распространение пока что робких инициатив служб
общественного здоровья, направленных на улучшение питания беременных и кормящих женщин и на
уменьшение возможного воздействия токсинов на плод, может не только улучшить гигиену
беременности, но также иметь неожиданную пользу в виде улучшения интеллектуального и
когнитивного функционирования детей.
Генетические и конституциональные факторы
Несмотря на стремительное развитие знаний о генетических механизмах, лежащих в основе
состояний, связанных с умственной отсталостью, действительные биологические механизмы,
вызывающие нарушение интеллекта, еще плохо изучены (Simonoff et al., 1996; State et al., 1997).
Идентификация аномальных генов, или генов, повышающих риск развития определенных болезней,
имеет неоценимую значимость для изучения генома и консультирования, но подобная идентификация
не определяет более эффективный способ лечения умственной отсталости.
Поскольку существует множество состояний, ведущих к умственной отсталости, мы рассмотрим
здесь несколько разных заболеваний, или типов заболевания. В их числе синдром Дауна, синдром
хрупкой Х-хромосомы, синдром ПрадераВилли (PraderWilli) и синдром Энгельмана (Angelman), а
также моногенные формы умственной отсталости. Каждое из этих заболеваний иллюстрирует
различные аспекты генетических механизмов. Освещены также способы, какими гены могут быть
связаны с воздействием окружающей среды.
Хромосомные аномалии. Хромосомные аномалии являются наиболее распространенной
причиной тяжелой умственной отсталости. Синдром Дауна,
трисомия по 21 хромосоме, наиболее
распространенное заболевание, обусловленное подобными аномалиями. Аномалии могут быть также
связаны с числом половых хромосом, что приводит к таким формам умственной отсталости, как
|