Рис. 9.5. Факторы, влияющие на психологическую адаптацию детей с нарушениями интеллекта
(адаптировано из Lancharite, Boutet & Proulx, 1995).
Как вы можете видеть, общая адаптация ребенка зависит от участия родителей, ресурсов семьи и
социальной поддержки (со стороны окружающей среды) в сочетании с его собственными уровнем
интеллектуального функционирования, исходным темпераментом и специфическими недостатками (со
стороны индивидуальности). Можно разработать терапию, направленную на укрепление имеющихся
ресурсов ребенка и на усиление стремления развить определенные навыки или способность к научению.
Другими словами, не обязательно фокусировать свое внимание на том, чего ребенку не хватает, его,
скорее, надо направлять на поиск обучающих и терапевтических методов, наиболее соответствующих
уровню развития ребенка и его способностям достигать реалистичных, практических целей. Таким
образом, терапия и образование детей с умственной отсталостью включает в себя многокомпонентную,
интегрированную стратегию, определяющую потребности ребенка в контексте его индивидуального
развития, условий его семьи или учреждения и его общества.
В некоторых случаях умственную отсталость можно предотвратить или смягчить, если будут
приняты надлежащие меры предосторожности. По этой причине мы начинаем раздел с обсуждения
видов деятельности по охране здоровья, заключающихся в обучении родителей и пренатальном
скрининге. Эти методики, введенные во многих обществах, разработаны для информирования
родителей о надлежащей гигиене беременности, о возможном риске и для определения аномального
развития плода. Затем мы перейдем к психосоциальным методам терапии для детей с умственной
отсталостью и для их семей. Эти методы стали неотъемлемой частью многих терапевтических и
обучающих программ. В целом терапия фокусируется на обучении ребенка базовым навыкам и
способностям, (таким как речь, самообслуживание и гигиена) и социальным навыкам, а также на
обучении родителей и обеспечении поддержки родителям и попечителям.
Психофармакологические средства для детей и взрослых с умственной отсталостью сейчас
применяются очень ограниченно (Matson et al., 2000). Эффективности использования подобных
препаратов в данной группе препятствовали представления как специалистов, так и общества, что
психотропные средства используются для контролирования поведения. Эта точка зрения исторически
сложилась из-за неудачного, неоправданного применения данных средств, и их побочного эффекта (М.
Н. Lewis, Aman, Gadow, Schroeder & Thompson, 1996). Хотя за последние десять лет появилось много
новых классов препаратов, снижающих нежелательный побочный эффект, влияние этих препаратов на
людей с умственной отсталостью не было систематически изучено. Однако в некоторых случаях
медикаментозная терапия приносит большую пользу. Как и при других расстройствах детского
возраста, психофармакологические средства могут быть направлены на желаемые изменения в
специфических паттернах поведения, таких как компульсии, агрессия или аутоагрессия, а не на
избавление от самого расстройства, лежащего в их основе (М. Н. Lewis et al., 1996). Детям, страдающим
умственной отсталостью в сочетании с гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита
внимания, часто помогают флуоксетин (Prozac) или метилфенидат (Ritalin), хотя первое средство
следует принимать под контролем врача из-за возможных побочных эффектов в виде сонливости,
головокружения и анорексии (Aman, Kern, Osborne & Tumuluru, 1997).
|