Синдром Дауна (Down syndrome)
Нерасхождение хромосом (nondisjunction)
Синдром ломкой Х-хромосомы (fragile-X syndrome)
Синдром ПрадераВилли (PraderWilli syndrome)
Синдром Энгельмана (Angelman syndrome)
Алкогольный синдром плода (fetal alcohol syndrome)
Тренинг самоинструктирования (self-instructional training)
Метакогнитивный тренинг (metacognitive training)
Постоянный центр помощи (residential care)
Глава 10. Аутизм и детская шизофрения
Она не только не понимала речь, казалось, она вообще не воспринимала окружающую
действительность. Она была не в состоянии уяснить, как устроены вещи: как ключ входит в замочную
скважину почему лампа гаснет когда нажимаешь на выключатель, зачем молоко хранится в
холодильнике... Если она и могла сосредоточиться на чем-то, то это оказывалось мельчайшей
частичкой пыли или волоском, который она поднимала с ковра, чтобы изучить его и
сконцентрировать на нем все свое внимание. Но что самое ужасное, казалось, она была совершенно
невосприимчива к чувствам людей. (Maurice, 1993a, стр. 32-33).
Так рассказывает мать о болезни своей двухлетней дочери. Ее красноречивое описание послужит
для нас началом проникновения в тайну аутизма, пожалуй, наиболее поразительного и ярко
выраженного среди детских недугов. Аутическое расстройство (Autistic disorder), или аутизм,
является тяжелой формой патологии развития, характеризующейся нарушениями социальных,
коммуникативных и речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.
Аутизм влияет на все виды взаимодействий ребенка с окружающим миром и проявляется в поражении
многих участков мозга, разрушая те самые функции, которые и делают нас людьми реакции на
воздействие социума, способность к коммуникациии и чувства, которые мы выражаем другим людям.
Описание аутизма и история его изучения
Представьте, что вы мать или отец ребенка, который не хочет прижаться к вам, заглянуть в ваши
глаза, и не отвечает на ваши чувства и ласки. Вам кажется, что у вашего ребенка, в отличие от других
детей, не возникает естественного чувства родственной близости в ответ на вашу заботу. Более того,
кажется, он вовсе не способен к установлению отношений и общению с окружающими. Он взрослеет,
но практически не разговаривает, а когда он все же начинает говорить, его речь поражает вас своей
странностью; он, словно эхо, повторяет ваши слова, с которыми вы к нему обращаетесь, или вдруг
выкрикивает бессмысленные фразы типа «динозавры не плачут».
Ваш ребенок никогда не использует мимики и жестов, чтобы сообщить о своих желаниях или
поделиться с вами своими чувствами; он никогда не улыбнется, не кивнет вам в знак согласия и не
покачает отрицательно головой, никогда не принесет показать вам свою новую игрушку. Кажется, он не
замечает улыбок на вашем лице и на лицах других людей, когда вы пытаетесь с ним общаться. У него
не возникает естественного желания выразить окружающим свое чувство гордости или удовольствия. В
течение первых лет своей жизни он становится все более одиноким и замыкается в маленьком мирке
своих интересов и ритуалов, малейшее нарушение которых вызывает у него истерику. Вы видите, что с
вашим ребенком происходит что-то неладное.
Аутизм является одним из тяжелых нарушений развития (ГНР) (pervasive developmental
disorders, PDDs), которое характеризуется серьезными недостатками социальных и коммуникативных
навыков, а также стереотипными интересами и паттернами поведения (D.J. Cohen & Volkmar, 1997; S. L.
Harris, 2000). Большая часть данной главы будет посвящена аутизму как наиболее распространенному и
изученному из ГНР (ААСАР, 1999). Далее будут кратко описаны другие тяжелые нарушения развития,
которым в последнее время уделяется все большее внимание. Мы закончим главу описанием детской
шизофрении (childhood-onset schizophrenia), хотя данная форма патологии и не относится к ГНР. На
протяжении почти всего XX столетия аутизм и шизофрению считали одной формой психической
|