ужасом. Классная комната приводила его в полное замешательство, и ему все время казалось, что с ним
может случиться что-то неладное.
Но были также и приятные воспоминания. Джерри любил ходить с матерью в продуктовый
магазин, где он мог разглядывать этикетки на консервных банках и ценники на товарах. Он также
помнил, что ему нравилось вертеть предметы в руках, но не мог описать того удовольствия, которое
доставляло ему это занятие. В его жизни наступила резкая перемена, когда он в восьмилетнем возрасте
открыл для себя таблицу умножения. Джерри отрицал, что арифметика помогла ему внести смысл и
порядок в его представления об окружающем мире; он говорил, что ему просто нравились операции с
числами. Он также не смог объяснить, почему для него имело такое значение постоянство его ритуалов,
сказав только, что это было необходимо. Немаловажно отметить, что вспоминая о своем детстве, он ни
словом не обмолвился о своих отношениях с другими членами семьи; казалось, он не придавал этой
стороне жизни никакого значения. (Bemporad, 1979).
Итоги раздела
- Аутизм является одним из тяжелых нарушений развития (ГНР), для которых характерны
значительные недостатки социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы,
занятия и паттерны поведения.
- Аутизм и детскую форму шизофрении ранее считали одним заболеванием, однако сейчас нам
известно, что они представляют собой различные расстройства.
- В настоящее время все большее распространение получает взгляд на аутизм как на
биологически обусловленное и хроническое нарушение развития, проявляющееся в первые годы жизни
ребенка.
- Дети, страдающие аутизмом, ведут себя странным, непривычным, а нередко и загадочным
образом.
- Они могут часами воспроизводить одни и те же стереотипные или повторяющиеся действия
или концентрировать все свое внимание на мельчайших деталях своего окружения, не воспринимая
целостной картины наблюдаемых ими явлений.
Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому
руководству по психиатрическим расстройствам (DSM-IV-TR)
Диагностические критерии аутизма, согласно Руководству DSM-IV-TR, перечислены в Табл.
10.1. Помимо основных симптомов заболевания, для постановки диагноза «аутизм» необходимо
появление задержки развития или возникновение признаков патологического функционирования,
проявившихся до трехлетнего возраста и связанных с социальной сферой; с использованием речи в
процессе социального взаимодействия; либо со сферой игры, включающей символические игры или
игры, требующие участия воображения.
Таблица 10.1. Основные диагностические критерии аутизма, согласно Руководству DSM-
IV-TR
Для постановки диагноза необходимо наличие, как минимум, шести признаков из разделов (1),
(2) и (3), из которых, как минимум, два должны относиться к разделу (1), и, как минимум, по одному - к
разделам (2) и (3).
(1) Качественные нарушения в сфере социальных взаимодействий, характеризующиеся, по
крайней мере, двумя из следующих проявлений:
(а) Ярко выраженные проблемы при использовании различных форм невербального поведения,
таких как: зрительный контакт, мимика, позы и жесты, служащие для регулирования социальных
взаимодействий
(б) Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, соответствующие текущей стадии
развития
(в) Отсутствие спонтанного желания поделиться своей радостью, интересами или достижениями
с другими людьми (ребенок не показывает пальцем на объекты своего интереса, не приносит и не
протягивает их)
(г) Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности
|