чувствовала себя виноватой и подавленной.
Когда Джону исполнилось три с половиной года, его направили к детскому психиатру, который
сообщил родителям Джона, что у мальчика аутизм, добавив, однако, что Джон успешно справляется
с задачами на пространственное воображение (решает пространственные головоломки), что
свидетельствует о его нормальном интеллектуальном развитии для своего возраста. Психиатр
сказал, что еще рано говорить о том, как ребенок будет развиваться в дальнейшем, но на основании
некоторых признаков можно предполагать, что развитие Джона будет более успешным, чем в
большинстве случаев детского аутизма. Джона направили в специальную детскую группу и назначили
курс речевой терапии. Также были назначены занятия с психологом, посещавшим Джона на дому, с
целью помочь родителям найти более тесный контакт с ребенком и научить их успокаивать сына во
время истерик.
В четыре года Джон внезапно начал говорить, причем используя полные предложения, однако
его речь была крайне необычной. Например, он часто повторял слово в слово фразы, которые
произносили его родители. Если они спрашивали его: «Ты хочешь пить?», он отвечал на это: «Хочешь
пить». Иногда от него можно было услышать неожиданные реплики. Например, он мог сказать: «Ты
меня смешишь», подражая тону голоса друга семьи, который произнес эту фразу несколько дней
назад. При этом он использовал подобные фразы, как и большинство других высказываний, в самый
неподходящий момент так что они казались лишенными какого-либо смысла (адаптировано из Baron-
Cohen & Bolton, 1993).
Как у Люси, так и у Джона мы можем наблюдать основные признаки аутизма. У обоих детей не
сформировались естественные двусторонние взаимоотношения и навыки речевой коммуникации с
другими людьми в течение первых лет жизни; для обоих также характерны навязчивые интересы и
назойливое повторение одних и тех же действий и занятий. Когда Люси была маленькая, родители
говорили про нее, что она «живет, словно под стеклянным колпаком». Такие крайние проявления
социальной отчужденности типичны для многих детей, страдающих аутизмом. Джон был более
общителен и разговорчив с другими людьми, однако его попытки вступить в контакт с окружающими
отличались однообразием и неестественностью. Речевые нарушения Джона менее очевидны, чем его
проблемы в общении, и проявляются прежде всего в одностороннем и стереотипном использовании
речи. Люси же, в отличие от Джона, обнаруживает серьезные недостатки коммуникативных навыков и
большую часть времени практически молчит (Baron-Cohen & Bolton, 1993).
Помимо нарушений речевого развития и навыков социальной коммуникации и для Джона, и для
Люси характерны элементы ритуального поведения.
Так, Люси привязывает к ножкам всех стульев в доме обрывки ниток и каждый день проверяет,
на месте ли они, а Джон каждый день настаивает на том, чтобы его вели в школу одной и той же
дорогой. Оба ребенка также отличаются крайним однообразием интересов: Джон не находит ничего
более увлекательного, чем считать фонари, а Люси может смотреть одну и ту же видеокассету по
несколько раз подряд, пока родители ее не отберут. И Люси, и Джон могут часами оставаться
полностью поглощенными одними и теми же занятиями. Подобная одержимость может повлечь за
собой и другие проблемы. Так, оба ребенка начинают истошно кричать, если попытаться внести хотя бы
ничтожные изменения в их повседневные занятия (Baron-Cohen & Bolton, 1993).
Хотя у Люси и Джона обнаруживаются общие признаки аутизма, на их примере мы видим,
насколько непохожими друг на друга могут быть дети, страдающие этим заболеванием. Данные
различия объясняются тремя основными факторами:
- Дети, страдающие аутизмом, могут обладать разным уровнем интеллектуальных способностей;
от крайней степени умственной отсталости до уровня, значительно превышающего средний.
Умственные способности Джона находятся на среднем уровне, тогда как у Люси наблюдается тяжелая
форма умственной отсталости. Вследствие интеллектуального дефицита Люси отстает в своем развитии
и по всем остальным показателям. В результате, общий низкий уровень функционирования Люси
способствует еще большему сужению круга ее интересов, что приводит к еще большему однообразию
занятий, по сравнению с Джоном.
- Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают различные по степени тяжести речевые
расстройства. Джона можно назвать весьма разговорчивым мальчиком, тогда как Люси является
практически немой. Аутизм охватывает весь спектр речевых нарушений между этими двумя
крайностями.
- Характер поведения детей, страдающих аутизмом, меняется с возрастом. Некоторые дети
|