Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 537 
Next page End  

Трудности детей и семей, относящихся к группам национальных меньшинств. Дети из этих
социальных групп чаще других страдают определенными проблемами, такими как употребление
стимулирующих веществ, правонарушения и подростковый суицид (McLoyd, 1998). Однако, когда
влияние социоэкономического статуса (SES), пола, возраста и возможностей получения врачебной
помощи контролируются (т. е. специфические влияния этих факторов устранены или ослаблены),
остается очень немного различий в уровне возникновения детских психических расстройств между
обычными детьми
и детьми, принадлежащими к национальным меньшинствам (Achenbach, Howell,
Quay & Conners, 1991; Lahey et al., 1995).
На что могут указывать такие результаты? Одна из возможностей такова: особенности
выражения психических расстройств могут быть связаны с этническим или культурным влиянием.
Оцените тот факт, что дети и подростки, принадлежащие к группам национальных меньшинств,
сталкиваются с множеством трудностей, таких как лишение общественных благ (часто называемое
маргинализацией) и бедность. Маргинализация может привести к чувству отчужденности, потере
социальных связей и отвержению норм общества (Steinhauer, 1996). Сопротивление объединенному
влиянию бедности и маргинализации требует необычайной личной силы и семейной поддержки.
Поскольку в Северной Америке в группах с низким SES велико число детей из национальных
меньшинств, мы должны с осторожностью интерпретировать связи между SES, этнической
принадлежностью и поведенческими проблемами, которые часто фигурируют при обсуждении детских
расстройств (Guerra, Huesmann, Tocan, Van-Acker & Gron, 1995; Lahey et al., 1995).
Жестокое обращение с ребенком. Проблема недостаточного внимания к детям и жестокого
обращения с ними приобретает характер всемирной эпидемии (World Health Organization, 1997). В
Соединенных Штатах ежегодно регистрируется свыше 1 миллиона подтверждаемых случаев жестокого
обращения с детьми или отсутствия какой-либо заботы о них (Sedlak & Broadhurst,
1996), а многие
сообщения о «случайных» травмах, нанесенных детям, могут быть результатом незарегистрированной
жестокости со стороны родителей или старших братьев и сестер (Peterson & Brown, 1994). Кроме того,
телефонные опросы детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет показывают, что свыше 1/3 (6 млн.)
из них подвергаются в этом возрасте физическому и/или сексуальному насилию со стороны не только
членов семей, но и соседей или людей, связанных как-то со школой (Boney-McCoy & Finkelhor, 1995).
Неудивительно, что огромное число детей, на которых негативно влияет плохое обращение, вызывает
обеспокоенность с точки зрения их долгого привыкания к школе, к сверстникам и сложностей в
зарождающихся отношениях (D. A. Wolfe, 1996). Мы признаем эту проблему, посвящая данному
вопросу целую главу 14 («Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской заботы»).
Специальные вопросы, касающиеся подростков
Подростковый период и юность — это переходный период, особенно важный для развития
здоровых адаптационных способностей. Употребление наркотиков и токсических веществ, сексуальный
опыт, насилие, случайные травмы и проблемы психического здоровья — вот лишь некоторые из
основных трудностей, которые делают этот возраст особенно опасным (Kilpatrick et al., 2000; Leitenberg
& Saltzman, 2000; Roth & Brooks-Gunn, 2000). Вызывает тревогу и то, что в период между подростковым
возрастом (10-14 лет) и юностью (15-19 лет) уровень смертности возрастает более чем в два раза,
подтверждая тем самым серьезность затронутых вопросов (Millstein, Petersen & Nightingale, 1993). В
ответ на растущую тревогу в последнее десятилетие проблемам подростков стало уделяться более
пристальное внимание, особенно в отношении зарождения и развития преступных наклонностей и
антисоциального поведения (Cicchetti & Sroufe, 2000; Nagin & Tremblay, 1999).
Долговременные последствия
Чем дольше проблемы, связанные с психическим здоровьем детей, остаются без внимания, тем
сильнее ущерб, наносимый ими. Задачи развития ребенка являются достаточно трудными и без
дополнительного бремени эмоциональных и поведенческих отклонений, которые разнообразными
способами мешают продвижению вперед и соблюдению определенного курса развития. Почти 20%
детей на нашей фотографии — те, кто страдает хроническими и просто серьезными расстройствами, —
сталкиваются с ощутимыми трудностями на протяжении всей своей жизни (Costello & Angold, 1995).
Они реже оканчивают школу, чаще сталкиваются с социальными проблемами, у них чаще закрепляются
психические расстройства, приобретенные в детстве, все это сказывается на многих аспектах их жизни
Hosted by uCoz