речевой этикет (social convention) для приветствий и вежливых обращений. Высказывались
предположения, что общим источником всех перечисленных коммуникативных проблем является
принципиальное непонимание того, что речь можно использовать с целью передачи информации и
оказания влияния на других людей (Tager-Flusberg, 1996, 2000).
Навязчивые формы поведения и интересы
Джерри, больной аутизмом, хорошо развитый 15-летний мальчик, написал следующее
стихотворение (Bemporad, 1979, стр.188):
Я молился Богу,
Чтобы он указал мне путь.
Я ждал его слова,
Как математику мне постичь.
Теперь мне завидуют люди,
Бог провел меня через этот лес,
Я полюбил числа, и счет, и дроби.
Теперь уравнения могу составлять
И складывать, делить, и умножать.
Пусть математика будет моей судьбою.
Дети, страдающие аутизмом, часто отличаются крайне узким спектром интересов, примером
чему является Джерри, страстно увлекающийся математикой. Для них также характерны многократные
повторения однообразных действий, к которым относится, например выкладывание предметов в линию,
или однообразные движения тела, такие как покачивание (M. Turner, 1999). Кажется, какой-то
внутренний механизм заставляет их бесконечно повторять одни и те же действия. Некоторые дети
могут выполнять эти навязчивые движения покачиваться или махать руками с такой
интенсивностью, что начинают потеть; другие крайне нервно реагируют на малейшие изменения,
нарушающие постоянство их ритуалов. Особенно часто повторяющиеся действия можно наблюдать,
когда другие люди не пытаются намеренно направить активность детей в иное русло, что позволяет
предположить, что сами они неспособны придумать себе какое-нибудь занятие. Дети, больные
аутизмом, также нередко прибегают к повторению стереотипных действий, когда они оказываются в
новой для них, неожиданной или сложной ситуации, что, вероятно, дает им чувство контроля над
окружающей средой и позволяет адаптироваться к внешним изменениям, природу которых они не
могут понять (Klinger & Dawson, 1995).
Такие повторяющиеся движения тела или манипуляции с предметами, когда ребенок, скажем,
постоянно раскачивается или вертит в руках карандаш, получили название самостимулирующих
действий (self-stimulatory behaviors). Хотя самостимулирующие действия характерны и для детей с
другими типами нарушений развития, наиболее часто они наблюдаются и отличаются особенной
навязчивостью у детей, страдающих аутизмом. Та или иная форма повторяющихся действий, как
например шевеление пальцами перед глазами, может, начавшись в раннем детстве, сохраниться и в
зрелом возрасте. На этих двух фотографиях, сделанных с интервалом в 20 лет, Памела демонстрирует
поразительное сходство самостимулирующих действий.
Приведенные ниже примеры свидетельствуют о том, что в самостимулирующих или
стереотипных действиях могут быть задействованы различные органы чувств; так манипуляции с
ложкой на столе предполагают, что ребенок смотрит на ложку и слышит издаваемые ею звуки.
Типичные формы самостимуляции у детей, страдающих аутизмом:
Визуальная: Ребенок постоянно моргает, смотрит на источник света, машет руками, шевелит
пальцами перед глазами.
Слуховая: щелкает пальцами, издает голосовые звуки, стучит по ушам, вертит предмет на столе.
Тактильная: Скребет или трет кожу руками или каким-либо предметом.
Вестибулярная: Раскачивается взад-вперед или из стороны в сторону.
Вкусовая: Засовывает части тела или предметы в рот и лижет их.
Обонятельная: Нюхает различные предметы или обнюхивает людей.
Причины, по которым дети, страдающие аутизмом, прибегают к самостимуляции и
стереотипным формам поведения, пока окончательно не установлены, однако учеными предложен
целый ряд теорий, объясняющих этот феномен (M. Turner, 1999). Одна из гипотез предполагает, что
больные аутизмом дети постоянно нуждаются в стимуляции, поэтому самостимуляция служит для них
|