Рис. 10.4. Субтест на составление композиции из кубиков, а также тест на распознавание
включенной фигуры: Дети, страдающие аутизмом, относительно успешно справляются с заданиями,
требующими большей концентрации внимания на отдельных деталях изображения, чем на общем
паттерне или композиции (Witkim et al, 1971).
Характерны ли перечисленные недостатки когнитивных навыков только для аутизма?
Из тех недостатков когнитивных навыков, которые мы описали, дефицит навыков распознавания
психических состояний, по-видимому, является наиболее характерным для аутизма, а не для
умственной отсталости и специфических речевых расстройств у детей.
Однако недостаток навыков распознавания психических состояний не стал предметом глубокого
изучения среди детей, обнаруживающих Синдром дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, см.
гл. 5) и расстройства поведения, хотя, насколько нам известно, у этих детей также наблюдаются
проблемы, связанные с неадекватной интерпретацией намерений других людей. Недостатки навыков
обработки социально значимой эмоциональной информации, по-видимому, являются менее
характерными для аутизма, чем дефицит навыков распознавания психических состояний, и встречаются
также при других расстройствах, включая шизофрению и умственную отсталость. Еще менее
показательным диагностическим признаком являются нарушения ведущих функций, которые могут
сопровождать совершенно различные психические заболевания, такие как Синдром дефицита внимания
и гиперактивности (ADHD) и расстройства поведения (Griffith, Pennington, Welmer, & Rogers, 1999). Но
поскольку ведущие функции включают в себя целый ряд различных когнитивных процессов,
необходимы дальнейшие исследования, которые позволят определить, различается ли характер
нарушений ведущих функций при аутизме и в случаях других психических расстройств.
Характерны ли перечисленные недостатки когнитивных навыков для всех лиц,
страдающих аутизмом?
Как мы уже отмечали, некоторые индивидуумы, страдающие аутизмом, успешно выполняют
тесты, связанные с распознаванием психических состояний. Однако до сих пор не ясно, действительно
ли лица, больные аутизмом и имеющие нормальный уровень интеллекта, овладевают этими навыками.
Тот факт, что многие из них продолжают испытывать серьезные проблемы, связанные с общением в
повседневной жизни, позволяет предположить, что они не овладели навыками распознавания
психических состояний, а, скорее, научились использовать альтернативные стратегии при решении
соответствующих тестовых задач.
Маловероятно, что одно-единственное когнитивное расстройство способно дать объяснения всем
недостаткам когнитивных навыков, представленным в аутизме (U. Frith, 2000). Скорее, многочисленные
недостатки когнитивных навыков помогут нам объяснить, почему аутизм существует в таких
разнообразных формах и столь сильно различается по степени своей тяжести.
Физические характеристики
Приблизительно у 25-ти процентов лиц, страдающих аутизмом, развивается также эпилепсия. В
отличие от умственно отсталых индивидуумов, у которых признаки эпилепсии проявляются уже в
первые годы жизни, у аутичных больных эпилепсия может наступить в подростковом или юношеском
возрасте. Если у детей, страдающих аутизмом, эпилепсия наступает в раннем возрасте, то это, как
правило, связано с глубокой умственной отсталостью. Однако, несмотря на эту взаимосвязь, риск
возникновения эпилепсии и уровень интеллекта при аутизме являются независимыми переменными (A.
Bailey, Philips, & Rutter, 1996).
Детей, страдающих аутизмом, обычно описывают как имеющих нормальную и даже
привлекательную внешность. Очевидно, что у них не наблюдается каких-либо физических отклонений,
которыми нередко сопровождается тяжелая степень умственной отсталости, не связанная с аутизмом.
Однако при аутизме могут возникать не очень заметные, но различимые физические недостатки, такие
как асимметрия лица, которые свидетельствуют о влиянии генетических и других пренатальных
факторов на развитие этой болезни (Bryson, 1996). Около 20% лиц, страдающих аутизмом, имеют
увеличенную окружность головы, входя в число трех процентов от всего населения, имеющих самые
высокие показатели по данному параметру (Fombonne, Roge, Claverie, Courty, & Fremolle, 1999). В этом
|