Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 537 
Next page End  

поскольку они, как правило, включают в себя конфликты с окружающими.
-
Эмоциональные расстройства. В главах 7 и 8 обсуждаются тревожные расстройства и
расстройства настроения, которые иногда называют интернализованными, поскольку они
подразумевают внутренние конфликты, которые менее заметны окружающим.
-
Расстройства развития и научения. С 9 по 11 главу мы исследуем широкий круг расстройств,
влияющих на способность детей обучаться или показывать нормативные результаты. Сюда относится
психическая отсталость, глубокие расстройства развития (такие, как аутистическое расстройство),
специфические проблемы, связанные с чтением и математикой, и трудности, связанные с
коммуникацией. Многие из этих расстройств включают в себя хронические состояния, которые скорее
появляются в результате дефицита способности, чем из-за практических трудностей.
-
Проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. В главах 12 и 13 обсуждаются
детские и подростковые расстройства, которые обусловлены физическими состояниями, способными
влиять на общее психическое функционирование детей, и наоборот, такие как хронические заболевания,
расстройства, связанные с приемом пищи и другие родственные проблемы.
-
Жестокое обращение с ребенком и его запущенность. Глава 14 стоит особняком, так как в ней
рассматриваются состояния, которые могут быть объектом внимания специалистов на протяжении
детского периода развития личности, но не являются психическими расстройствами. Эта глава
обращает наше внимание на детей, подвергающихся опасности жестокого обращения и растущих без
элементарной родительской заботы.
Описанию и классификации психопатологии у детей уделялось намного большее внимание, чем
здоровому функционированию и тому, как дети адаптируются к возрастным трудностям. Учитывая этот
дисбаланс, мы на протяжении всего текста начинаем описание каждого расстройства с обсуждения
нормальных процессов развития, таких как нормальное интеллектуальное развитие детей (при описании
задержки психического развития) и нормальная доля шаловливости и притворства в детском поведении
(при обсуждении расстройств поведения). Мы также рассматриваем достоинства и адаптивные
способности детей, независимо от наличия конкретного расстройства, и факторы, которые, как
считается, способствуют здоровой адаптации, независимо от других нарушений. Затем мы
представляем ключевые особенности каждого расстройства (такие, как гиперактивность-
импульсивность, тоскливое настроение или нарушения в поведении), после чего следуют значимые
сопутствующие особенности, такие как неадекватность самооценки, отношения со сверстниками или
употребление наркотиков и токсических веществ.
Когда вы начнете знакомство с областью детской патопсихологии, помните, что опасности,
грозящие детям сегодня, — бедность, хронические болезни, плохое обращение и безразличие — не
менее значимы, чем в прошлом, хотя они не всегда вызывают столь сильное возмущение общества,
чтобы это возмущение послужило поводом кардинальных перемен. Даже в мире, который поставил вне
закона детский труд, жестокое обращение с ребенком и многие иные формы нанесения фактического и
потенциального вреда, мы только недавно начали сознавать, как сильно влияет качество условий, в
которых развивается ребенок, на его здоровье, благополучие и компетентность. К счастью
маловероятно, что в условиях северо-американской культуры дети и подростки когда-либо снова будут
считаться обузой для общества. Как свидетельствует каждая глава этой книги, усилия, нацеленные на
изменение политики и программ, адресованных детям и подросткам, становятся все более активными.
Ключевые термины
Нозологии (nosologies)
Психическое расстройство (psychological disorder)
Компетенция (competence)
Задачи развития (developmental tasks)
Путь развития (developmental pathway)
Мультифинальность (multifinality)
Эквифинальность (equifinality)
Фактор риска (risk factor)
Жизнеспособность (resilience)
Защитные факторы (protective factors)
Ослабляющие факторы (vulnerability factors)
Hosted by uCoz