ребенок может чувствовать при разговоре (Craig, 2000). В случаях, когда этот подход не является
эффективным или если заикание препятствует обучению или общению со сверстниками, применяется
поведенческая методика, называемая методом регулирования дыхания. Ребенка просят прекратить
говорить перед моментом заикания и глубоко вздохнуть, затем задержать дыхание и выдохнуть перед
тем, как продолжить речь (Gagnon & Ladouceur, 1992).
Итоги раздела
- Проблемы речи, возникающие в раннем детстве, включают в себя трудности в произношении
значимых звуков, проблемы с достижением плавности речи, трудности в использовании разговорного
языка при общении или понимании того, что говорят другие.
- Большинство детей с расстройством коммуникации обретают нормальную речь в подростковый
период. Однако ранние расстройства речи в значительной степени связаны с последующими
расстройствами обучения.
- Расстройство языковой экспрессии является расстройством речи, определяемым как
несоответствие между восприятием речи и ее выражением.
- Причины расстройств коммуникации включают в себя генетическое влияние и замедленное или
патологическое созревание мозга. Ранние инфекции среднего уха (отиты) в некоторых случаях также
могут быть причиной подобного расстройства.
- Лечение детей с расстройством коммуникации часто не является необходимым, так как многие
болезни проходят сами по себе после поступления ребенка в школу.
- Заикание или несвязность речи свойственны в основном маленьким детям, пик болезни
наступает в пятилетнем возрасте. Улучшение обычно происходит, как только ребенок начинает учиться
в школе.
Расстройства развития школьных навыков
Люди не понимают, что научить человека читать стоит времени и усилий. Я трудился над этим в
течение восьмидесяти лет, и все еще не могу сказать, что преуспел.
Гете (1749-1832)
Что бы мы ни изучали, римскую историю или математику, процесс запоминания требует от нас
напряжения и концентрации. Подобно физическим упражнениям некоторые виды умственной
деятельности являются сложнее других, особенно для маленьких детей, у которых еще нет развитых
школьных навыков и особых успехов в учебе. Родители и учителя порой с удивлением замечают, как
ребенок с трудом пытается овладеть тем или иным видом деятельности, например чтением, но у него
ничего не получается. Почему? Ответить на этот вопрос поможет интеллектуальный тест (IQ), а также
различные специальные тесты, оценивающие способности ребенка в той или иной области знаний.
В том случае, когда достижения в чтении, математике или письме существенно ниже, чем могли
бы быть у ребенка данного возраста, у него может быть диагностировано расстройство развития
школьных навыков. (На практике «существенно ниже» означает, что уровень несоответствия больше
двух стандартных отклонений между показателями IQ и полученными результатами теста.) Другими
словами, ребенок с расстройством развития школьных навыков достаточно сообразителен, чтобы
выучить материал, но на деле оказывается, что он не способен этого сделать.
Рассмотрим случай с девятилетним Джеймсом, который испытывает трудности с чтением.
Джеймс: Яркое свечение точек.
Выражение лица девятилетнего мальчика не оставляло сомнений: он не хотел приходить сюда.
«Я устаю от разговоров с людьми», таково было его краткое приветствие. В какой-то момент мне
показалось, что он вообще не хочет со мной разговаривать, но, увидев мой компьютер, мальчик слегка
оживился. Чтобы Джеймс смог почувствовать себя более комфортно, я предложил ему сыграть в
одну-две короткие игры. Явная склонность к играм выявили его энергию и умение решать различные
задачи, он обнаружил незаурядные способности, осваивая правила каждой игры и достигая при этом
высоких результатов. Во время небольших перерывов мы разговаривали, но мне было ясно, что он
предпочел бы сосредоточиться на игре.
|