чтением, к разряду причин или следствий какого-либо специфического нарушения, как правило,
является отражением уже обозначенной точки зрения на проблему. В случае Джейка отставание в
овладении навыками чтения может рассматриваться как самостоятельная проблема (т. е. как нарушения,
связанные с процессом обучения чтению), либо как причина других трудностей Джейка (например,
отсутствие четких учебных навыков или оппозиционное поведение), либо как результат других
нарушений или внешних факторов, таких как проблемы в сфере общения.
Взгляд с точки зрения психопатологии развития
Психопатология развития подход к описанию и изучению психологических нарушений в
детском и подростковом возрасте, при котором особое значение придается важности основных
процессов развития ребенка и связанных с ними задач. Данный подход предполагает использование
знаний о патологическом развитии с целью более глубокого понимания особенностей нормального
развития и наоборот (Lewis, 2000; Rutter & Sroufe, 2000), а также служит базовой схемой для
организации исследований в области детской психопатологии, связанных с изучением основных этапов
детского развития и составляющих его физических, когнитивных, социоэмоциональных и учебных
процессов. Таким образом, в психопатологии развития придается особое значение процессам развития,
роли контекста и влияниям разнообразных взаимосвязанных факторов, участвующих в формировании
как адаптивного, так и неадаптивного развития.
Мы будем придерживаться данного подхода в качестве отправной точки при описании
динамических многомерных процессов, приводящих к тем или иным патологическим отклонениям в
развитии (Mash & Dozois, 1996).
В сущности, с точки зрения психопатологии развития, есть возможность интеграции различных
подходов, сконцентрированных вокруг наиболее значимых вопросов и явлений. По этой причине ее
обычно рассматривают как макропарадигму (где «макро» означает «глобальная», а «парадигма»
свод основных положений, используемый при изучении феномена), служащую для организации
различных теорий, используемых по отношению к специфическим подмножествам переменных, а также
методам их исследования и способу их объяснения (Lutar, Burack & Cichetti, 1997). Схема, приведенная
на рис. 2.2, иллюстрирует взаимоотношения психопатологии развития, рассматриваемой в качестве
макропарадигмы, со связанными с ней микропарадигмами и теориями. Психопатология развития не
подменяет собой конкретные теории, а скорее служит для привлечения внимания к связям между
явлениями, которые в противном случае могли бы быть упущены из вида (Achenbach, 1990).
Теории макропарадигмы психопатологии развития:
-
Биологическая
-
Бихевиоральная (Поведенческая)
-
Когнитивная
-
Эмоциональная
-
Эволюционная
-
Семейная
Рис. 2.2. Психопатология развития как макропарадигма (источник: Achenbach, 1990).
Основной принцип психопатологии развития гласит, что для адекватного понимания
неадаптивного поведения необходимо рассматривать его по отношению к тому, что является нормой
для соответствующего периода развития (Cicchetti & Sroufe, 2000). Главная задача этого направления
всестороннее изучение процессов развития и их проявлений, таких как, например, уровень владения
языком или отношения со сверстниками. Изучение происходит путем сопоставления крайних случаев и
различных вариаций, представляющих собой результаты изучаемых процессов развития (Cicchetti &
Richetrs, 1993). Тем самым психопатология развития подчеркивает степень сложности семейных,
социальных и культурных факторов и их значение для понимания и предсказания изменений, связанных
с развитием. При этом используются данные разных научных дисциплин, таких как психология,
психиатрия, социология и нейробиология, которые интегрируются в рамках общих положений
психопатологии развития. Использование на протяжении всей книги данного подхода позволит нам
рассмотреть проблему с точки зрения развития, и тем самым изучить в новом измерении психические
нарушения, включенные в DSM-IV-TR.
Сущность взгляда, с точки зрения психопатологии развития, предполагает изменение и
|