Navigation bar
  Print document Start Previous page
 448 of 537 
Next page End  

лучший контроль, акцент интереса переключается с острых, инфекционных заболеваний, на
обеспечение здоровья и развития детей с хроническими заболеваниями или физическими недостатками,
а также на обеспечение помощи по уходу за ними (Black, Danseco & Krishnakumar, 1998). Детские
психологи особенно активно помогают таким детям адаптироваться и добиваться оптимального
качества жизни.
Чтобы лучше узнать, как дети с хроническими заболеваниями учатся справляться с физическими
и социальными изменениями и приспосабливаться к ним, дальше мы рассмотрим, что они обычно
думают и как высказываются о проблемах здоровья. Полученные знания помогут различить реакции
детей с хроническими заболеваниями на адаптацию и
неспособность справиться с ситуацией в
контексте, связанном с развитием.
Допустимые отклонения в здоровье детей
Сейчас признается, что дети способны, как и взрослые, сообщать о своей боли и беспокойстве,
но так было не всегда. Раньше считалось, что дети вообще не испытывают боли, и что они менее
чувствительны к ней, чем взрослые. По-видимому, из-за того, что дети менее способны сообщать о
своей боли, ошибочно считалось, что болевой порог у детей выше, чем у взрослых. Однако дети четко
представляют, что у них болит, и знают, как об этом сказать (McAlpine & McGrath, 1999). У мальчиков
и девочек в раннем возрасте создаются удивительно четкие представления о боли и ее причинах, о ее
описании и переживании (D. M. Ross & Ross, 1984.)
Обдумайте следующее высказывание:
Это (боль в животе) будто пчелы в животе — жалят вас в живот, желтые спинки
перекатываются внутри и ударяют как мячики пинг-понга — будто что-то просто отрубается в
животе (мальчик, 6 лет). При этом (боль в ухе) чувствуешь, что в ухе находится что-то наподобие
шипа от розы, проникающее глубже в ухо, сильнее чем прокалывание (мальчик, 9 лет) (D. M. Ross &
Ross, 1984, стр. 184).
Непохоже, чтобы дети просто использовали описания боли, услышанные от родителей или от
кого-то еще. Обратите внимание на детскую образность в описании 7-летним мальчиком головной
боли:
Будто огромное чудовище сидит внутри, и оно растет, как сумасшедшее, места не хватает, и
чудовище разрывает обе части моей головы, поскольку оно становится очень большим (D. M. Ross &
Ross, 1984, стр. 189).
Представьте себе знакомую ситуацию.
Начиная с шести лет время от времени Джеки говорила родителям, что она «слишком больна»,
чтобы идти в школу. Позже она могла заботливо представить им перечень своих симптомов: «У меня
болит животик, у меня жар, болит горло, я не чувствую кончиков своих пальцев». Внимательное
расспрашивание дает в результате расширенный список симптомов — в действительности большинство
из них предложены кем-то из родителей: «Нога тоже болит?» (да); «Как голова?» (болит); «А как
кожа?» (горит). Внимательный читатель заметит, что симптомы появились тогда, когда Джеки
поступила в 1-й класс. Вы можете считать приведенную ситуацию типичной для понимания того, как
дети знакомятся
с физическими симптомами и начинают осознавать, как эти симптомы связаны с
жизнью.
Являются ли жалобы детей на соматическое состояние (такие, как в примере с Джеки)
нормальными и обычными? Ни для кого не секрет, что примерно в 1/3 типичных заявлений школьников
о боли она используется для побочных целей — привлечь внимание родителей или сверстников, а также
для того, чтобы пропустить спортивные или школьные занятия. Нельзя отрицать, что одним из
наиболее распространенных способов, к которым прибегают дети, чтобы выразить свой страх,
недовольство или избежание чего-либо, являются жалобы на боль и страдания, часто неопределенного и
сомнительного происхождения.
В этом отношении интересна разница между мальчиками и девочками. Девочки сообщают, когда
их спрашивают, о большем количестве симптомов, чем мальчики. В стрессовых ситуациях девочки
скорее могут плакать, искать физической и эмоциональной поддержки, мальчики же ведут себя
Hosted by uCoz