6-11 лет
появление учебных
навыков и усвоение
школьных правил
поведения, игры,
основанные на правилах,
простые проявления
личной ответственности
дух противоречия,
неспособность к
концентрации,
застенчивость,
демонстративность
поведения
гиперкинетическое
расстройство, проблемы с
обучением, отказ ходить в
школу, дисциплинарные
трудности
12-20 лет
отношения с
противоположным полом,
самоопределение, начало
самостоятельной жизни,
рост личной
ответственности
дух противоречия,
хвастовство
анорексия, булимия,
преступность, суицидные
попытки, употребление
наркотиков и алкоголя,
шизофрения, депрессия
Рис. 2.3. Общая характеристика стадий развития (Источник: Achenbach, 1982).
Поскольку мы лишь в редких случаях можем определить единственную или первоначальную
причину тех или иных психических нарушений, мы должны стремиться рассмотреть влияние
различных биологических или средовых факторов в чистом виде, хотя важно помнить, что они
приводят к появлению специфических форм поведения в результате взаимодействия. Данная задача
требует от нас тонкого восприятия и анализа непрерывных и дискретных процессов развития,
различных сценариев развития, параллельно существующих условий среды и рассмотрения изучаемых
нами форм поведения в более широком социальном контексте.
Наша попытка разобраться в, казалось бы, бесконечном многообразии возможных причин
детского патологического развития облегчается благодаря тому факту, что развитие ребенка как
нормальное, так и патологическое, в целом является иерархически организованным процессом (Е. A.
Carlson & Sroufe, 1995; Sameoff, 2000). Проще говоря, это означает, что умения и недостатки в развитии
навыков, наблюдаемые у ребенка в данный момент, являются следствием его предыдущих достижений,
точно так же, как ваш прогресс в изучении тригонометрии или интегрального исчисления зависит от
уровня овладения вами основами математики, которую изучают в начальной школе. В свою очередь,
развитие тех или иных способностей, а также проблемы в адаптации, влияют на успешность
дальнейшего развития детей. Изучение детских поведенческих нарушений с точки зрения развития, в
частности психопатологии развития, позволяет нам глубже осознать интерактивную и
эволюционную природу возможностей и трудностей ребенка.
Итоги раздела
- Теория дает нам возможность выдвигать обоснованные предположения и делать прогнозы,
касающиеся поведения индивида, на основе имеющихся знаний, и осуществлять проверку этих
теоретических предположений на практике.
- Теория психопатологии развития обеспечивает базовую схему для организации исследований в
области детской психопатологии, связанных с изучением основных этапов детского развития и
составляющих его физических, когнитивных, социоэмоциональных и учебных процессов.
- Развитие ребенка является системой это означает, что первичные адаптационные паттерны
со временем развиваются и трансформируются в высокоорганизованные функции, и этот процесс
является структурированным и предсказуемым.
Теоретическое обоснование
Чтобы стать настоящим философом, необходимо перестать ненавидеть образ мыслей другого.
Вильям Джеймс, 1842-1910
С тех самых пор, как Фрейд в начале XX в. сформулировал свои идеи, мы предполагаем, что
некоторые
дети могут быть предрасположены к развитию психологических нарушений или проблем
адаптации, что является следствием негативного влияния неблагоприятного раннего опыта. Однако
определение того, является ли процесс развития изначально заданным либо адаптация может
|