Navigation bar
  Print document Start Previous page
 498 of 537 
Next page End  

характеристики окружающей социальной среды, необходимые для нормального развития ребенка.
(Scarr, 1992). Маленьким детям необходима родительская забота; кроме того, они должны иметь
возможность усваивать культурные нормы и навыки социального взаимодействия. Для детей постарше
необходимы контакты с членами семьи и сверстниками, они должны иметь возможность изучения
окружающей социальной среды и приобретения навыков взаимодействия с нею. Среда, необходимая
для нормального развития, называется ожидаемая окружающая среда (expectable environment)
(Cicchetti & Lynch, 1995). В процессе воспитания родительский контроль должен постепенно
ослабевать, уступая место усиливающемуся самоконтролю и социальному контролю. Редко этот
переход имеет плавный характер, но в семье, где преобладает спокойная доверительная атмосфера,
родители постепенно ослабляют контроль, сменяя его частичным контролем и усиливающимся
самоконтролем ребенка, что в конце концов формирует независимость взрослого человека.
Стресс и неблагоприятная обстановка в семье.
Дети удивительно быстро и легко приспосабливаются к меняющимся внешним условиям. Эта их
способность крайне важна для здорового развития. Тем не менее для успешной адаптации им
необходима нормальная окружающая среда.
Все дети должны уметь справляться с различными стрессами. Такой опыт укрепляет ребенка,
если только интенсивность стресса не превышает способности ребенка справляться с ним (Garmezy,
1983). Тем не менее способы адаптации ребенка к меняющимся условиям окружающей среды
(например стремление не общаться с опекуном, применяющим силовые методы воспитания) могут
использоваться впоследствии и вызывать проблемы, связанные с общением и социальным
взаимодействием. Успешная адаптация детей, сталкивающихся со вспышками гнева и агрессии в семье,
в значительной степени затруднена. У ребенка возникают признаки стресса, он часто болеет, проявляет
симптомы страха и тревоги, у него возникают проблемы со сверстниками и в школе. Уже в возрасте 3-х
месяцев у младенцев учащается сердцебиение, если они слышат громкие слова взрослых (Cummings,
1997).
Стрессовые события в семье влияют на каждого ребенка по-разному. Тем не менее некоторые
ситуации провоцируют более интенсивные реакции на стресс и его последствия, чем другие (например,
стресс, вызванный переходом в новую школу будет отличаться от стресса, вызванного
издевательствами другого ребенка). Жестокое обращение с детьми связано с одной из наиболее
разрушительных и тяжелых форм стресса. Жестокое обращение нарушает повседневную жизнь ребенка,
оно может быть продолжительным и непредсказуемым и часто является результатом действий или
бездействия людей, которым ребенок доверяет и от которых зависит. Однако даже такие
травматические ситуации, как жестокое обращение, отсутствие родительской заботы и насилие в семье
вызывают в некоторых случаях непрогнозируемые последствия, которые зависят от индивидуальных
особенностей ребенка и получаемой поддержки (Masten et al., 1999).
Основной фактор, определяющий реакцию детей на различные формы стресса, — это степень
поддержки и помощи, которую получают дети от своих родителей, помогающих им справиться с
ситуацией и адаптироваться. Родители формируют у ребенка модель поведения, которая позволяет ему
сохранять контроль даже во время замешательства и стресса. Понятно, что теплые взаимоотношения со
взрослым человеком, который последователен, предсказуем, не прибегает к строгим наказаниям и
помогает избежать необязательных источников стресса, окажутся очень ценными для ребенка. Дети,
испытывающие жестокое обращение, очень тяжело адаптируются к любой форме стресса, поскольку
они лишены позитивных взаимоотношений со взрослыми, у них отсутствуют навыки эффективного
разрешения проблем и не возникает ощущения предсказуемости событий и личного контроля над ними
(Luthar, Cicchetti & Becker, 2000).
Проявление заботы о ребенке
Большинство из нас согласятся с тем, что дети, которым недостает основных необходимых в
жизни вещей — еды, привязанности, медицинского обслуживания, образования и интеллектуальной и
социальной стимуляции — оказываются в опасности. Однако различные культурные ценности,
общественные нормы и личный опыт свидетельствуют о том, что насилие в воспитании иногда
применяется для установления дисциплины и в образовательных целях (Korbin, 1994).
Ниже мы приводим возможные варианты проявления заботы о детях, включающие как
нормальное, так и жестокое обращение с ребенком; мы указываем формы приемлемого и
неприемлемого поведения родителей по отношению к детям (D. A. Wolfe, 1991):
Hosted by uCoz