жестокого обращения, а этническая принадлежность нет (Sedlak & Broadhurst, 1996; Trocme & Wolfe,
2001). Любой ребенок может стать жертвой насилия, но существуют связи между некоторыми типами
жестокого обращения и возрастом детей. Маленькие дети, имеющие самую большую потребность в
уходе и наблюдении, чаще всего испытывают эмоциональную безучастность родителей и оказываются
лишенными родительской заботы об их физическом состоянии. Малыши, дошкольники и младшие
школьники чаще всего становятся жертвами физического и эмоционального насилия. Случаи
физического и эмоционального насилия над подростками часто бывают связаны с растущим
стремлением к независимости и семейными конфликтами, характерными для этого периода развития.
Случаи сексуального насилия возникают с 3-летнего возраста, что свидетельствует об уязвимости детей
перед этим типом насилия с ранних дошкольных лет и на протяжении всего детства (Sedlak &
Broadhurst, 1996).
Как правило, гендерные характеристики не влияют на показатели жестокого обращения с
детьми, если не считать некоторые особые типы насилия. Девочки на 25% чаще испытывают насилие,
чем мальчики; это во многом соответствует данным, согласно которым девочки становятся жертвами
сексуального насилия приблизительно в 80% случаях (Finkelhor, 1993). Более того, динамика
сексуального насилия над мальчиками и девочками различается. Хотя мальчики, также как и девочки,
чаще подвергаются жестокому обращению со стороны человека, которого они знают и которому
доверяют, насилие над мальчиками чаще всего совершают мужчины, не входящие в состав семьи
(сотрудники летнего лагеря, учителя, воспитатели), а девочки чаще всего страдают от насилия мужчин-
членов семьи (Finkelhor, 1995). Эти данные говорят о различных паттернах уязвимости мальчиков и
девочек; учитывая это, можно принимать соответствующие меры предотвращения насилия.
Характеристики семьи и преступника
Характеристики семьи напоминают нам о культурных и социальных факторах, оказывающих
влияние на методы воспитания детей. Наиболее показательны неоднократно подтвержденные данные,
согласно которым жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих.
Это явление невозможно объяснить статистическими искажениями, поскольку динамика его не
изменилась за последние 20 лет, несмотря на усиление самосознания и гласности (Pelton, 1994). Но в
действительности экономические факторы, к которым можно отнести ограниченные возможности
заботы о ребенке, плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского
обслуживания, создают мощный фон для распространения случаев жестокого обращения с детьми
среди неимущих и малообеспеченных слоев населения. Структура семьи также является очень важной
характеристикой. Дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться
лишенными родительской заботы или подвергнуться физическому насилию. Дети, живущие только с
отцами, в два раза чаще подвергаются физическому насилию, чем те, кто живет с одной матерью (Sedlak
& Broadhurst, 1996; Trocme & Wolfe, 2001). Жестокое обращение с детьми в особенности отсутствие
заботы о физическом состоянии ребенка и педагогическая запущенность чаще встречаются в
больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и
трудности.
Кто совершает акты насилия и жестокого обращения? Более чем в 85% всех случаев родители
ребенка (один или оба). Тем не менее статистика сексуального насилия и отсутствия родительской
заботы отличается от статистики других типов жестокого обращения. Около половины детей,
подвергающихся сексуальному насилию, терпят его от чужих людей, а не от родителей, при этом
другие виды насилия совершает лишь незначительная часть посторонних людей. По большей части
матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, и это вполне понятно, поскольку
матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо
чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них отцы или
люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального
(63%) и физического насилия (58%). (Sedlak & Broadhurst, 1996).
Кросс-культурные сравнения
Как живут дети в других государствах? Сравнения проводить довольно трудно, поскольку
похожие случаи жестокого обращения с детьми по-разному освещаются в прессе и официальных
отчетах в разных странах мира. Но даже те немногочисленные факты, которыми мы располагаем,
|