ситуацию, поэтому они оказываются беззащитными. Вместо того чтобы признать вину за родителями
или другими людьми, совершившими насилие, некоторые дети могут приписывать насильнику благие
намерения, пытаясь связать возникшие в семье проблемы и разрыв отношений с другими людьми.
Возлагая вину на себя или приписывая ее ситуативным факторам, дети оправдывают родителей,
придумывая более «приемлемое» объяснение (McGee, Wolfe & Olson, in press). Иллюстрацией этому
могут служить самообвинения мужчины, пережившего в детстве насилие: «Мне пришлось искать смысл
в том, что происходило. Я пришел к выводу, что я не очень хороший человек. Со мной было что-то не
так, и я отличался от других людей» (Lisak, 1994, стр. 541).
Девочки и мальчики, как правило, по-разному переживают насилие и жестокое обращение:
девочки испытывают чувство вины и стыд (Alessandri & Lewis, 1996; Hazzard, Celano, Gould, Lawry &
Webb, 1995; D. A. Wolfe, Sas & Wekerle, 1994); мальчики чаще проявляют повышенную вербальную и
физическую агрессивность (S. J. Kaplan, Pelkovitz & Labruna, 1999; Scerbo & Kolko, 1995).
Проблемы школьной адаптации и взаимодействия со сверстниками. Неудивительно, что
общаясь со сверстниками и учителями, дети, подвергающиеся жестокому обращению, реализуют те
модели поведения, которые отражают наиболее значимые для них принципы взаимоотношений
(Cicchetti & Lynch, 1995). При взаимодействии со сверстниками они не проявляют самостоятельности и
самоуважения, а склонны попеременно играть роли агрессора и жертвы (Dodge, Pettit & Bates, 1994a).
Их стратегия адаптации, связанная с чрезмерной бдительностью и страхом, обусловливает высокую
реактивность в случае угрозы или опасности. Подобные стратегии, однако, противоречат школьным
требованиям и вызывают проблемы при взаимодействии со сверстниками. В результате некоторые дети,
испытывающие жестокое обращение, особенно те, которые оказались лишены родительской заботы или
подверглись насилию, концентрируют внимание на агрессивных стимулах и неправильно
интерпретируют намерения своих сверстников и учителей, как более враждебные, чем они являются в
действительности (Dodge et al, 1994a).
Развитие навыков распознавания чужих эмоций в дошкольный период (так называемая
социальная чувствительность) - необходимое условие для налаживания хороших взаимоотношений со
сверстниками. Дети, подвергающиеся физическому насилию и лишенные родительской заботы, плохо
распознают дистресс у других людей и неадекватно на него реагируют, поскольку не имеют опыта
сопереживания (Sinetana et al., 1999). Вот как 2-летний мальчик, перенесший физическое насилие со
стороны родителей, отреагировал на плачущего ребенка:
Увидев плачущую девочку, мальчик отвернулся от нее и, глядя в землю, стал восклицать с
нарастающей громкостью: «Брось! Брось! Брось!» Затем он начал похлопывать девочку по спине, но
когда это похлопывание стало ее беспокоить, отошел в сторону, нашептывая что-то и скаля зубы.
Чуть переждав, мальчик снова принялся хлопать плачущего ребенка по спине, но на этот раз его
похлопывание превратилось в битье. Он продолжал бить маленькую девочку, несмотря на ее крики
(Main & Goldwyn, 1984, стр. 207).
Годовалый Томас, подвергшийся насилию, проявляет признаки чрезмерного страха, когда он
слышит, как где-то поблизости плачет ребенок:
Внезапно Томас вздрогнул и испугался. Улыбка застыла на его лице, спина выпрямилась, а рука
неподвижно замерла в воздухе. Раздававшийся неподалеку детский плач словно бы заколдовал его и
превратил в статую. Вскоре плач затих, и Томас как будто ожил. Он что-то забормотал себе под нос
и вновь принялся играть в песочнице (Main & George, 1985, стр. 410).
Эти цитаты иллюстрируют недостаточную социальную чувствительность и неадекватную,
возникающую по модели «жертва палач» реакцию на дистресс у сверстников. Как показано на рис.
14.2, дети, не подвергающиеся насилию, в процессе исследований проявляли сочувствие и пытались
утешить сверстника, находящегося в состоянии дистресса. Но ни один из детей, испытывающих
жестокое обращение, не проявил сочувствия к плачущему ребенку. Более того, дистресс у сверстника
вызывал у таких детей во многих случаях страх, физическую агрессию и озлобленность. Нетрудно
заметить, что подобные реакции связаны с негативным опытом детей, испытывающих жестокое
обращение.
Малыши,
Малыши, не
|