Проблемы, связанные с посттравматическим синдромом
Целия: Я не знала, что это называется насилием.
«В конце концов я перестала испытывать физические ощущения я не чувствовала боли, и у
меня не возникало никаких эмоций. Тогда, в пять лет, я не знала, что это называется насилием. У нас в
доме висели обои, на которых изображались балерины. Улыбаясь, они застыли в бесконечном танце.
Мне запрещали дотрагиваться до них. И вот, чтобы не чувствовать боли, я представляла себя такой
балериной. Мне казалось, что если я превращусь в одну из танцующих девушек, нарисованных на обоях,
до меня тоже нельзя будет дотрагиваться, и я ничего не почувствую, потому что я просто
изображение на стене» (Suzuki, 1994).
Многие мужчины и женщины, подвергшиеся в детстве серьезному физическому или
сексуальному насилию, в зрелом возрасте страдают от длительных, связанных со стрессом расстройств.
Об этих расстройствах мы уже говорили в главе 7. Их преследуют деструктивные мысли или они
чувствуют, как и Розита, что попали в ловушку, либо, как Целия, испытывают отчуждение и становятся
бесчувственными, как в детстве, когда они стремились избежать боли и страха.
Как мы отмечали в главе 13, насилие, испытанное ребенком, позже может вызвать у него
расстройства приема пищи, например анорексию или булимию.
От 25 до 50% детей и подростков, перенесших жестокое обращение, в том числе сексуальное
насилие отдельно или в сочетании с физическим насилием, проявляют симптомы посттравматического
стрессового расстройства (McCloskey & Walker, 2000; D. A. Wolfe et al., 1994). Распространенность
такого расстройства среди взрослых вызывает тревогу: около трети людей, в детстве перенесших
сексуальное насилие, физическое насилие или лишенных родительской заботы, в дальнейшем в течение
всей жизни страдают от посттравматического стрессового расстройства (Widom, 1999).
Это расстройство может возникнуть в детстве, когда у ребенка появляется специфический страх
перед насилием, который выражается в том, что ребенок боится оставаться один или опасается мужчин,
ребенок может испытывать идиосинкратический страх перед определенным событием, связанным с
насилием, например боится ложиться спать (Terr, 1991; V.V. Wolfe, Gentile & Wolfe, 1989). Симптомы
посттравматического стрессового расстройства возникают чаще в тех случаях, когда насилие,
совершавшееся над ребенком, носило хронический характер, либо преступник применял принуждения
или ухищрения, чтобы заставить жертву подчиниться (Rodriguez, Ryan, Vande-Kemp & Foy, 1997; D. A.
Wolfe et al., 1994).
Эмоциональная и физическая боль, появляющаяся после перенесенного насилия, может
вызывать у ребенка измененное состояние сознания, известное как диссоциация (dissotiation). Это
адаптивное состояние, которое может возникать, когда ребенок не имеет возможности сопротивляться
или избежать опасности. (Herman, 1992). В таком состоянии жертва чувствует оторванность от тела или
от собственного «я», и человеку кажется, что все происходящее в данный момент случается не наяву и
не с ним. Почти все люди испытывают незначительные диссоциации, когда, например, фантазируют
или мечтают. Однако жертвы насилия настолько часто используют эту форму психологического побега
от действительности, что разрушают структуры памяти и свое собственное «я». Со временем
переживание таких эпизодов и эмоциональных состояний может усиливаться, приводя к пограничному
расстройству личности либо к другим личностным расстройствам (Briere & Runtz, 1991; Ogawa, Sroufe,
Weinfield, Carlson & Egeland, 1997).
Сексуальное насилие над детьми вызывает у них чрезвычайно сильный стресс, что может
приводить к изменениям развития мозга и его структур. Такие структурные нарушения могут быть
связаны с некоторыми из симптомов психологической травмы. (Glaser, 2000). После прилива гормонов
в мозг до и после стрессового эпизода у ребенка происходят изменения в гиппокампе (это часть мозга,
отвечающая за оперативную память и, вероятно, за кодирование и восстановление информации в
долгосрочной памяти). Гиппокамп особенно чувствителен к высокому уровню кортизола [Кортизол
(Hydrocortisone) стероидный гормон, секретируемый корой надпочечников; самый
сильнодействующий из природных глюкокортикоидов. Примеч. ред.] который сохраняется в течение
нескольких часов или дней после стресса. Низкий уровень кортизола связан с отсутствием эмоций, а
резкие повышения уровня кортизола совпадают с моментами мучительных воспоминаний (Heim et al,
2000). После длительного стресса уровень кортизола снижается, и системы обратной связи,
контролирующие уровни гормонов в мозге, перестают функционировать. Стресс воздействует на мозг
за счет повышения уровня кортизола в крови; мозг, в свою очередь, изменяет порог (активности), на
|