Navigation bar
  Print document Start Previous page
 525 of 537 
Next page End  

Социальные и культурные факторы
Какую роль играет культура в распространении случаев жестокого обращения с детьми?
Интуитивно мы можем прийти к выводу о том, что влияние личностных факторов в возникновении
насилия и отсутствии родительской заботы весьма ограничено, поскольку мы живем в обществе,
которое не только не осуждает насилие, но прославляет его прямо или косвенно (Jaffe, Lemon, Sandier &
Wolfe, 1996).
Примем во внимание и то, что индустрия развлечений, в том числе с помощью масс-медиа и
профессионального спорта, получает миллиарды долларов прибыли от эксплуатации интереса людей к
разным формам насилия. Тревогу вызывают и изображения сексуальных ролей в кинематографе и
рекламе: стереотип женщины — беспомощная и пассивная, а стереотип мужчины — властный,
наделенный способностью контролировать ситуацию. Это побуждает женщин уважать благосклонность
сильных мужчин, а мужчин — бороться с самостоятельными, сильными и настойчивыми женщинами
(Hedley, 1994). Эти явления в культуре укоренялись в течение многих лет за счет повторяющихся
образов, которые стали мотивировать мужчин к укреплению контроля и власти во взаимоотношениях
(R. E. Dobash & Dobash, 1992).
Если говорить о семейных факторах, то, как мы уже отмечали, жестокое обращение с детьми, как
правило, возникает в семьях, испытывающих многочисленные проблемы и находящихся в
неблагоприятной среде, когда на развитие ребенка оказывают сильное влияние бедность, социальная
изоляция и применение телесных наказаний. В основе всех этих факторов лежит социальное
неравенство, и оно, хотя это и спорное мнение, является важнейшим социокультурным явлением,
влияющим на проявление жестокости и насилия, которые испытывают не только дети, но и взрослые
люди, принадлежащие к социально отверженным группам. В зависимости от того, насколько общество
считает ту или иную группу менее достойной и не заслуживающей экономической и политической
поддержки, настолько эта группа уязвима перед насилием и другими унижениями (Miedzian, 1995).
<Грехэн Джеймс говорит, что его постоянные сексуальные приставания к профессиональному
хоккейному игроку Шелдону Кеннеди (справа на фотографии) были знаками дружбы, границы которой
он не собирался нарушать. Неужели взрослый Джеймс, вступив в связь с 15-летним мальчиком, не
отдавал себе отчета в том, что он совершает что-то плохое? «Послушайте, я не пытаюсь
оправдываться... Наверное, я бы хотел, чтобы все не выходило из рамок приличия. Кажется, я
представлял, что живу в Древней Греции или вроде того». [Интимные и любовные отношения между
взрослыми мужчинами и мальчиками в античном мире были достаточно распространены, и общество
относилось к ним неоднозначно. — Примеч. ред.]>
Бедность и социальная изоляция. Несмотря на то что распространение случаев жестокого
обращения с детьми зависит не только от социально-экономического статуса семьи, эта проблема
должна рассматриваться в контексте бедности и стресса, вызванного окружающей средой. Бедность
вносит большие ограничения в жизнь ребенка: он не получает адекватной заботы и воспитания в
детском саду, ему не обеспечивается безопасность, семья ребенка сталкивается с жилищными
проблемами, а эти факторы часто мешают формированию здоровых взаимоотношений между
родителями и детьми. Кроме того, взрослые, находящиеся ниже уровня бедности, страдают от
многочисленных личных и семейных проблем, они злоупотребляют наркотиками, спиртным и страдают
от эмоциональных расстройств. Известно также, что, в среднем, 40% случаев жестокого обращения с
детьми сопровождается зависимостью родителей от наркотиков и алкоголя (Lung & Daro, 1996).
Бедность и жестокость взаимосвязаны, что является подтвержденным фактом. Чтобы объяснить
эту связь, мы должны учесть уже отмеченные нами психологические факторы. Ненадежность
социального положения семьи или ее культурная отверженность вызывают дополнительные стрессы и
сложности, а также ограничивают у ребенка и его семьи возможность выбора. Такая семья хуже
справляется со стрессами, а нехватка материальных средств также накладывает дополнительные
ограничения.
Вероятно, в результате влияния социальных и культурных факторов семьи, в которых жестоко
обращаются с детьми, зачастую бывают социально замкнутыми, мало общаются с соседями и не
получают помощи социальных служб (Korbin, 1994; R. A. Thompson, 1994b). К сожалению,
продолжительная изоляция и отчужденная от остального общества жизнь семьи мешает родителям
видеть модели более здорового воспитания и лишает их возможной социальной поддержки. Семьи, в
которых дети лишены родительской заботы, особенно часто оказываются изолированными и
Hosted by uCoz