алкогольной и наркотической зависимости (Azar & Wolfe, 1998). Большинство интервенций направлены
на приобретение родителями необходимых навыков, но при этом желательные изменения в характере
воспитания оказывают сильное влияние и на развитие детей (D. A. Wolfe & Wekerle, 1993).
Поскольку родители, жестоко обращающиеся с детьми, придают слишком большое внимание
контролю и дисциплине или тому, как избежать исполнения родительских обязанностей и сократить
контакты, они редко получают удовольствие от общения с ребенком. Поэтому первоначальная терапия
направлена на установление позитивных взаимодействий так, чтобы и родители, и ребенок получали
удовольствие от общения. В процессе моделирования, ролевой игры и установления обратной связи
родителям показывают, как участвовать в повседневной деятельности ребенка так, чтобы помочь ему
справиться со своими недостатками и развить у него навыки адаптации (D. A. Wolfe, 1991). Выбирается
такая деятельность, которая приносила бы ребенку удовольствие, способствовала взаимодействию и
максимально привлекала бы его внимание. План терапии Мильтона показывает, какое большое
значение имеет первый этап лечения.
Терапия Мильтона занятие 1.
Понадобилось немного времени, чтобы понять, с какими проблемами сталкивалась Бренда,
общаясь со своим маленьким сыном. Во время нашей первой встречи Мильтон (ему было тогда 4 года)
хотел привлечь внимание своей матери и очень рассердился, когда я попросила ее выйти из комнаты на
несколько минут. Раздосадованный, он даже перевернул стул и попытался ударить Бренду скатанным
в рулон бумажным рекламным плакатом. К счастью, она все же вышла из комнаты и в первый раз
оставила нас наедине. Я нашла игру и несколько его любимых кукол и стала устанавливать контакт.
Как только Мильтон начал терять интерес, я переключилась на новую деятельность. Я дала понять
Мильтону, что он мне интересен, и предоставила Бренде возможность просто понаблюдать за нами:
«Мильтону все интересно! Правда? Посмотри-ка! У меня есть говорящая кукла. Ты можешь
заставить ее сказать что-нибудь? Отлично, она сама с тобой поговорит (Мильтон направляется к
коробке с игрушками.) «Смотри, Мильтон, у меня есть кукла. Хочешь подержать ее? Ну вот, давай
поиграем. Потом, когда мы поиграем, придет мама и тоже станет играть! Когда мы все устанем,
мы пойдем пить чай. Можешь сложить эти кубики? Ой, ты перевернул их; это смешно. Давай снова
попробуем; только на этот раз ты положи сюда один кубик для меня». Я руководила Мильтоном,
чтобы он не отвлекался, и при этом постоянно говорила вслух. Бренда, находившаяся в смежной
комнате, откуда она наблюдала за общением, могла все слышать.
Как только родители усваивают более гибкий, соответствующий уровню развития их ребенка
адаптивный стиль обучения, ребенок становится более уступчивым и начинает лучше себя
контролировать. Родители наблюдают, как терапевт показывает им позитивные модели взаимодействия,
позволяющие стимулировать внимание ребенка и его заинтересованность. В процессе моделирования
возникает обратная связь. Терапевты показывают родителям, как проявлять доброжелательное
отношение к ребенку: можно улыбнуться, обнять его или похвалить. Кроме того, терапевт учит
родителей выражать тревогу, озабоченность и, когда это необходимо, неодобрение (используя
соответствующую мимику и тембр голоса). Тренинг родителей редко проходит гладко, особенно в
проблемных семьях. Что вы будете делать, когда ребенок просто дурачится и не слушает ваши
указания, пока его отец или мать наблюдают за ним? Эти ситуации часто оказываются полезными,
потому что они помогают родителям применять новые навыки в естественных, «приближенных к
жизни» условиях. Ценность такого моделирования, в процессе которого преодолеваются жизненные
трудности, обнаруживается уже через несколько занятий.
Терапия Мильтона занятие 4.
Мильтон устал выполнять мои указания. Не обращая внимания на то, что его мать наблюдала
за ним, он решил поразвлечься. Он поднимал игрушки и бросал их, включал и выключал свет. Я
подумала, что смогу справиться с Мильтоном, если сниму его со стула (на который он залез, чтобы
дотянуться до выключателя) и посажу его обратно на диван. Я ошибалась. Он рассердился и злобно
закричал. Так как у меня не было другого выбора (детские психологи знают, когда они проигрывают), я
решила обратиться к Бренде, которая находилась в соседней комнате, чтобы Она могла понять, что
я чувствую и что, как мне казалось, я могу сделать. Не прерывая занятия, я произнесла под
аккомпанемент шума, производимого Мильтоном: «Не знаю, что мне делать. Мильтон, кажется, не
хочет слушаться. Я не буду сердиться, а подожду минуту или две и попробую снова. Моя трехлетняя
|