Однако в других случаях болезненное состояние может возникнуть в силу особенностей, близко
связанных с темпераментом, но проявиться независимо от него (Rothbart & Bates, 1998). Например,
крайняя чувствительность младенца к эмоциональным стимулам может способствовать возникновению
отчуждения от окружающих в момент начала самостоятельных передвижений или достижения
дошкольного возраста; со временем эта тенденция может трансформироваться в межличностный стиль,
характеризуемый безразличием к другим людям, и, соответственно, неприятием со стороны
сверстников или другими трудностями. Кроме того, негативный аффект младенца может
способствовать возникновению отчужденности или равнодушия у матери, что ведет к ослаблению
привязанности и семейным конфликтам.
Подведем итог. Эмоциональная регуляция предполагает многообразие все более усложняющихся
задач развития, достижение каждой из которых облегчается формированием здоровых отношений и
другими ресурсами среды. Возможность возникновения различных препятствий на пути выполнения
этих задач зависит от взаимного соответствия ребенка и среды и согласованности их интеракций.
Считается, что эмоциональная дисрегуляция является следствием помех в соответствующих процессах
развития.
Поведенческие и когнитивные влияния
Поведенческие и когнитивные объяснения патологического поведения ребенка акцентируют
внимание
на принципах научения, которые формируют поведение детей и их интерпретацию
окружающего мира. Поведенческие и когнитивные подходы различаются главным образом по степени
использования когнитивных понятий и процедур в понимании и описании поведения (Wilson, 1995).
Прикладной анализ поведения, находящийся на одном полюсе континуума, сосредоточен
исключительно на наблюдаемом поведении и отрицает то, что когнитивное опосредование является
необходимым условием объяснения поведения. На другом полюсе находится теория социального
научения, которая в большей мере полагается на когнитивные процессы и объяснения.
Большинство поведенческих объяснений отталкивается от того, что ребенка легче понять и
описать, исходя из его поведения в определенной ситуации, а не с точки зрения устойчивых черт
личности. Хотя предыстория научения ребенка и представляет интерес, поведенческие методы
сосредоточены на более прагматичном, экономном объяснении конкретного проблемного поведения.
Следуя той же логике, этот подход признает, что успех в изменении проблемного поведения не
предполагает знания источника и причин этого поведения. С другой стороны, когнитивные теоретики
интересуются тем, как определенные паттерны мышления развиваются во времени и как они связаны с
конкретными поведенческими приемами, такими как преодоление трудностей. Ниже мы приводим
краткий обзор некоторых из основных поведенческих и когнитивных теорий.
<Растущие когнитивные способности детей играют роль как в нормальном, так и в
патологическом развитии.>
Прикладной поведенческий анализ. Основываясь на классических исследованиях Б. Ф.
Скиннера, ППА основан на функциональном взгляде на поведение, особенно на связи между
поведением, его предпосылками и последствиями. Не делается никаких имплицитных допущений
относительно основополагающих потребностей или мотивов, которые способствуют возникновению
патологического поведения; скорее, ППА описывает и проверяет функциональные связи между
стимулами, реакциями и последствиями. ППА также основывается на четырех первичных принципах
оперантного обусловливания, которые объясняют, как поведение усваивается или изменяется в
результате влияния конкретных факторов. Вероятно, вам хорошо знакомы эти четыре принципа:
позитивное и негативное подкрепление любые действия, которые усиливают целевую реакцию;
погашение и наказание ослабляют реакцию. Дети очень умело улавливают связи между своим
поведением и его последствиями и обладают поразительной способностью использовать эти связи. Эти
принципы оперантного обусловливания действуют безотказно в самых разных прикладных областях,
начиная с базовых экспериментальных исследований и кончая клиническим лечением и менеджментом
в экономике (DeGrandpre, 2000).
Классическое обусловливание. Опираясь на знаменитые опыты Павлова по обусловливанию
рефлексов и эксперименты Уотсона с маленьким Альбертом, классическое, или респондентное,
обусловливание объясняет усвоение девиантного поведения на основе парных ассоциативных связей
между прежде нейтральным стимулом (например, математическими задачами) и безусловными
стимулами, такими как пища или критика. Любое нейтральное событие может стать условным
|