Влияния со стороны семьи и социального окружения
Помимо биологических и психологических влияний и нормальное, и патологическое развитие
детей зависит от социального и средового контекста. Понимание этого контекста требует учета и
проксимальных (ближних), и дистантных (отдаленных) событий, а также событий, непосредственно
влияющих на ребенка в конкретной ситуации и в конкретное время. Мы рассматриваем эти широкие
условия среды и опыт научения в контексте семьи и сверстников, а также в социальном и культурном
контексте.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим о среде ребенка? Семью? Группы сверстников?
Чистый воздух? Чтобы оценить сложную систему, которая образует мир ребенка и влияет на качество
адаптации, мы должны выйти за рамки традиционного взгляда на среду, определяющего ее как
одномерное или узкоопределенное жизненное пространство. Среда ребенка постоянно меняется в ходе
изменения ее многочисленных компонентов, подобно тому, как на озеро или реку воздействуют и
проксимальные события (например, ливень), и более дистантные (например, глобальное изменение
климата).
На рис. 2.6 изображена экологическая модель Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1977), которая
отображает, насколько это возможно, богатство и глубину различных слоев среды ребенка, представляя
ее в виде ряда включенных одна в другую взаимосвязанных структур. Отметьте, что ребенок находится
в центре сферы влияний, содержащей множество уровней, соединенных друг с другом определенным
образом. Ближайшая среда ребенка это члены семьи и домашнее окружение, но она быстро
усложняется по мере того, как дети начинают посещать дошкольные учреждения, гулять в ближайших
парках и заводить друзей.
Уровень воздействия
на ребенка
Элементы уровня
I уровень
Семья
Церковь
Кабинет врача
Сверстники
Детский сад
Ближайшая игровая зона
Школа
II уровень
Друзья семьи
Расширенная семья
Соседи
Службы правопорядка
Школьный совет
Местные службы здравоохранения и социального
обеспечения
Работа
Средства массовой информации
III уровень
Общая идеология, законы и культурные традиции
Рис. 2.6.
Экологическая модель влияний среды. (На основании теории Бронфенбреннера,
представленной в Shaffer, 1996.)
Социальные условия, характерные для данного общества в целом, также воздействуют на
ребенка, но он не ощущает эти влияния непосредственно.
Работа и друзья родителей, доступные службы поддержки семьи (например, службы
здравоохранения и социального обеспечения) и подобные муниципальные образования (как
позитивные, так и негативные) составляют расширенную, по сравнению с первой, социальную среду
ребенка (Burton & Jarrett, в периодике). Наконец, хотя и далекая от повседневной жизнедеятельности
ребенка, культурная и политическая идеология определяет то, как с детьми следует
обращаться
(например, санкционирование телесных наказаний), чему их следует учить и к каким целям они должны
стремиться (Garcia Coll, Akerman & Cicchetti, 2000). Эти уровни влияний среды и их взаимодействие с
|