Психопатология развития (developmental psychopathology)
Макропарадигма (macroparadigm)
Организация развития (organization of development)
Сенситивные периоды (sensitive periods)
Этиология (etiology)
Взаимозависимость (interdependence)
Трансакция (transaction)
Непрерывность (continuity)
Дискретность (discontinuity)
Нервная пластичность (neural plasticity)
Поведенческая генетика (behavioral genetics)
Лобные доли (frontal lobes)
Эпинефрин (epinephrine)
Кортизол (cortisol)
Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (hypothalamic-pituitary-adrenal axis)
Контуры мозга (brain circuits)
Эмоциональная реактивность (emotion reactivity)
Эмоциональная регуляция (emotion regulation)
Темперамент (temperament)
Социальное научение (social learning)
Социальное познание (social cognition)
Привязанность (attachment)
Семейная система (family system)
Укрепление здоровья (health promotion)
Глава 3. Исследования
Все, кто пьет это лекарство, вскоре выздоравливают, за исключением тех, кому оно не помогает,
каждый из которых умирает. Поэтому очевидно, что оно не действует только в неизлечимых случаях.
Гален (II в. н. э.)
В этой главе мы обсудим процесс исследования и многочисленные трудности, с которыми
сталкиваются те, кто изучает проблемных детей и их семьи. Несмотря на различие отдельных
характеристик изучаемых объектов, любое исследование можно определить как систематический
способ постановки вопросов метод изыскания, который следует определенным правилам.
Научный подход
Приемы научного исследования направлены на изучение явлений систематическими методами,
которые являются шагом вперед, по сравнению со случайными наблюдениями. Наука требует, чтобы
выводы, подобные тому, который приписывают Галену, были основаны на теориях, подтверждаемых
данными контролируемых исследований, и чтобы наблюдения были проверены и повторены, перед тем
как будут сделаны заключения. В детской патопсихологии научный подход особенно важен. Порой
связи между представляющими интерес переменными могут казаться очевидными, когда их наблюдают
вскользь например, связь между потреблением ребенком большого количества сахара и
гиперактивностью, но на самом деле эти связи часто бывают замаскированы сложными
интеракциями и комбинациями переменных. Родители и специалисты, работающие с детьми, имеют
склонность связывать между собой переменные, которые они наблюдают, и объединять их с
собственными системами представлений. Эти связи могут быть сочтены твердо установленными,
независимо от того, в какой степени данные переменные в действительности связаны друг с другом, или
от того, подтверждается ли эта связь фактами (Kazdin, 1998).
Для сферы детской патопсихологии характерна существенная доля ненаучных представлений, а
также многообразные домашние средства и модные методы лечения. Простые объяснения, такие как
«сахар вызывает гиперактивность», или простые решения, например, «родитель никогда не должен
|