Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 537 
Next page End  

ребенка и возможности спонтанного улучшения игнорируются; а соответствующие научные процедуры
отвергаются (Jacobson et al., 1995). Облегченная коммуникация также иллюстрирует потенциально
вредные эффекты использования практики, не основанной на научных свидетельствах. Родители,
желающие для своих детей самого лучшего, и загруженный работой персонал особенно уязвимы перед
ложными надеждами, которые подают сомнительные вмешательства, прежде всего, когда авторитетные
лица неправильно представляют или интерпретируют последствия лечения, знакомя родителей с
подходом. Негативное влияние облегченной коммуникации на семьи явно просматривается в
следующем комментарии, сделанном отцом маленького мальчика с аутизмом:
«Специалисты очень быстро отвергают способности больных аутизмом... Поэтому когда
сторонники облегченной коммуникации говорят, что они нашли обходной путь, родители готовы
верить. Облегченная коммуникация подкрепляет нашу веру в своих детей. Но... занятия могут стоить
250 долларов. Оборудование — еще 800 долларов. И что мы получаем за эти деньги? Нам говорят, что
родители сами «не могут облегчать коммуникацию». Облегченная коммуникация будет требоваться
нашим детям всю жизнь, говорят нам, и они никогда не смогут осуществлять коммуникацию сами...
Короче, цена, которую нас просят заплатить за попытку общаться со своими детьми, — впустить в свои
семьи незнакомцев, чтобы они стали посредниками в наших отношениях с детьми, и слепо верить
всему, что нам говорит незнакомый человек». (Марк С. Пейнтер-старший, Dillon, 1993, р. 286)
Итоги раздела
- Научный подход к детской патопсихологии — это определенный образ мышления
относительно того, как лучше всего понять интересующие вопросы и ответить на них, а не простое
накопление специальных методов, практик или процедур.
- Наука требует, чтобы теории были подкреплены свидетельствами, полученными в
контролируемых исследованиях, и чтобы наблюдения были проверены и повторены перед тем, как
будут сделаны выводы.
- Облегченная коммуникация (FC) отвечает многим из критериев псевдонауки, поскольку
типовые научные процедуры игнорируются.
В следующем разделе мы рассмотрим процесс исследования в детской патопсихологии. Сначала
мы обсудим различные идеи и проблемы, к которым, как правило, обращаются исследователи,
изучающие детские расстройства. Далее мы рассмотрим методы, общие подходы и планы исследования,
используемые при изучении психопатологии развития. Наконец, мы обсудим важные вопросы этики и
прагматики.
Исследовательский процесс
В науке есть нечто чарующее. Вы получаете просто огромную выручку догадок из пустякового
вложения фактов.
Марк Твен (1835-1910)
Исследование в детской патопсихологии лучше всего охарактеризовать как многоступенчатый
процесс, предполагающий принятие ключевых решений на разных этапах. Как правило, процесс
начинается с разработки гипотез на основании теории и предыдущих результатов и с определения
общего подхода к исследованию. Далее следует выбор или разработка единиц измерения собираемых
данных, идентификация совокупности, которую следует изучить, и выработка плана выборки из
совокупности. В плане и процедурах исследования должен быть найден баланс между практическими
сторонами проводимой работы и адекватностью исследования, с тем чтобы оно соответствовало
изучаемой гипотезе. Финальная стадия состоит из сбора и анализа данных, а также интерпретации
результатов с привязкой их к теории и ранее обнаруженным фактам. В этом непрерывном процессе
открытия и интерпретации на основе исследования могут затем использоваться для выработки вопросов
будущего исследования и стимулирования дальнейших изысканий.
Основные стадии исследовательского процесса приведены на рис. 3.1. Помните, что на каждой
стадии этого процесса должны приниматься во внимание этические аспекты проведения исследования с
детьми и их семьями.
Hosted by uCoz