Рис. 3.2. Интернализованные проблемы, сообщенные подростками. (McGee et al, 1997)
Процесс, механизм или средство, путем которого переменная приводит к определенному исходу,
называют переменной-медиатором. Переменные-медиаторы (опосредующие) описывают
происходящее на психологическом или нейробиологическом уровне, с целью объяснения того, как одна
переменная проистекает из другой. В своем исследовании Дж. Снайдер (Snyder, 1991) установил, что в
дни, когда матери 4-5-летних детей находились в плохом настроении и часто конфликтовали, они чаще
реагировали негативно на плохое поведение своих детей и усиливали принуждение ребенка во время
конфликтов
с ним. В свою очередь, использование матерью этого вида наказания было связано с
возрастанием поведенческих проблем ребенка в те же самые дни. Как показано на рис. 3.3, эти данные
указывают, что связь между материнским дистрессом и проблемами поведения ребенка частично
опосредуется дисциплинарными приемами, используемыми матерями в дни, когда они испытывают
дистресс. Эти дисциплинарные приемы помогают объяснить связь между материнским дистрессом и
проблемами поведения ребенка.
1) Негативное настроение матери и частые конфликты
2) Используемое матерью наказание
3) Поведенческие проблемы ребенка
(1 -> 2 -> 3)
Рис. 3.3.
Переменные-медиаторы: вид наказания, используемый матерями в дни, когда они
испытывают дистресс, опосредует связь между материнским дистрессом и поведенческими проблемами
ребенка.
Исход. Каким может быть долговременный исход в случае детей с психологическими
проблемами? Многие проблемы детства идут на убыль или исчезают, когда дети взрослеют, но нам
необходимо знать, приблизительно в каком возрасте можно ожидать подобных улучшений?
Аналогичным образом, возникнут ли другие проблемы, скажем, выработается ли у ребенка низкое
мнение о себе из-за, допустим, ночного недержания мочи или излишнего беспокойства по поводу
занятий в школе? Возвращаясь к оппозиционному и агрессивному поведению Тито, можно ли ожидать,
что оно пойдет на убыль или исчезнет, когда он станет старше, или же оно предвещает продолжение
конфликта со сверстниками, будущие проблемы в школе и последующие трудности в социальной
адаптации?
Вмешательства. Насколько эффективны наши методы лечения и профилактики детских
проблем? Являются ли одни виды вмешательства более эффективными, чем другие? Вопросы лечения и
профилактики касаются оценки непосредственных и долговременных эффектов психологических,
средовых и биологических методов лечения; сравнения относительной эффективности различных форм
и комбинаций лечения; установления причин того, почему конкретное лечение помогает. Они также
|