Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 537 
Next page End  

помощью методов самоотчета или исследователь, используя методы наблюдения?
Среди методов, используемых в детской патопсихологии, — интервью, вопросники,
контрольные листы и оценочные шкалы, психофизиологические записи и непосредственные
наблюдения за поведением (Bellack & Hersen, 1998; Kamphaus & Frick, 1996; Mash & Terdal, 1997b).
Кроме того, используются разнообразные интеллектуальные, академические и нейропсихологические
тесты. В этой главе мы сосредоточим внимание главным образом на том, как эти методы используются
в исследовании. Об их использовании в клинической практике и о тестах и тестировании мы поговорим
более подробно в главе 4 «Обследование, диагноз и терапия».
Как показано в табл. 3.1, сравнение трех наиболее часто используемых методов сбора данных —
интервью, вопросников и наблюдения — демонстрирует, как они различаются между собой по важным
параметрам. Поскольку информация, которую мы получаем от детей и семей часто варьирует как
функция используемых методов, исследователи нередко полагаются на подход, включающий несколько
методов с целью определения и оценки интересующих конструктов.
Таблица 3.1. Интервью, вопросник и наблюдение
Интервью
Вопросник
Наблюдение
Структура
ситуации
Полуструктурированная
или структурированная
Высокоструктурированная
Структурированная или
естественная
Структура
ответов
Возможность для
зондирования,
распространения и
прояснения
Высокоструктурированная:
нет возможности для
зондирования и прояснения
Данные, которые нужно
зафиксировать, могут
варьировать от очень
обширных до
высокоизбирательных
Требования к
ресурсам
Требуется значительное
время для проведения
интервью и кодирования
ответов
Экспериментатору
требуется мало времени
Требуется много времени
для наблюдения и
кодирования его
результатов
Источники
погрешности
Опирается на восприятие
участников и их готовность
давать сведения. На ответы
могут повлиять
характеристики и манеры
берущего интервью
Опирается на восприятие
участников и их готовность
давать сведения
Не опирается на откровение
участников, но на результат
могут повлиять их реакции
Редукция
данных
Требуется анализ
повествовательных ответов
или запись с разбиением на
категории
Требуется незначительная
редукция данных
На объект наблюдения
сильно влияет система
кодирования результатов
наблюдения
Сообщения
Методы, использующие сообщения, оценивают восприятия, мысли, способности, установки,
представления, чувства и прошлый опыт ребенка, родителей и учителей. Этот инструментарий
включает относительно неструктурированные клинические интервью, высокоструктурированные
диагностические интервью и вопросники. Проблемой со всеми методами сообщения является то,
насколько точно дети и родители рассказывают о собственных мыслях, чувствах и поступках.
Неточность может иметь место из-за неспособности припомнить важные события, избирательности
воспоминания или тенденциозности, а также, в некоторых случаях, из-за намеренных искажений.
Например, некоторые информаторы могут попытаться представить себя или других в лучшем или
худшем свете. Кроме того, методы сообщения требуют определенного уровня вербальной способности
и могут неточно оценивать индивидуумов, которым трудно выразить свои мысли. Очевидно, что в эту
категорию попадают маленькие дети — до 7-8 лет они обычно не слишком надежные информаторы.
Психофизиология и нейроизображение
Психофизиологические методы оценивают связь между физиологическими процессами и
Hosted by uCoz