Рис. 3.8.
Используя ускоренный лонгитюдный план, можно изучить траектории развития
агрессивного и делинквентного синдромов с 4- до 18-летнего возраста всего лишь за 8 лет (источник:
Stranger, Achenbach & Verhulst, 1997).
Исследователи обнаружили, что показатели как агрессивности, так и делинквентности
понижаются в период с 4- до 10-летнего возраста. Однако после примерно 10-летнего возраста
показатели агрессивности продолжали понижаться, тогда как показатели по делинквентному синдрому
возрастали до примерно 17-летнего возраста. Ускоренный лонгитюдный план, хотя он применяется
сравнительно редко, предоставляет исследователям возможность извлечь пользу из достоинств как
лонгитюдного, так и поперечно-срезового подходов.
---
Качественное (квалитативное) исследование
Качественное (квалитативное) исследование сосредоточено на повествовательных отчетах,
описании, интерпретации, контексте и значении (Berg, 1998; Fiese & Bickham, 1998). Этот подход
можно противопоставить количественному (квантитативному) подходу, который делает упор на
операциональные определения, тщательный контроль за вопросами, относящимися к испытуемым; при
количественном подходе исследователь пытается изолировать интересующие его переменные, провести
квантификацию интересующих параметров и статистический анализ. Цель качественного исследования
описать, проинтерпретировать и понять интересующий феномен в том контексте, в котором он имеет
место (Patton, 1990). Вместо того чтобы начинать с уже разработанных систем наблюдения или
оценочных средств, квалитативные исследователи стремятся понять феномен с точки зрения участника
исследования. Как правило, квалитативные данные собирают путем наблюдений или
нерегламентированных интервью и регистрируют в повествовательной форме например, как записи
по изучению случая. Данные наблюдений и полученные повествовательные отчеты изучают, чтобы
|