время диагностического интервью, являются результатом переговоров, а не просто «даются»
специалистами.
(Источник: Abrams & Goodman, 1998, с. 94.)
---
Сторонники качественного исследования полагают, что оно обеспечивает глубокое и точное
понимание ситуации, что редко достигается в количественном исследовании (Denzin & Lincoln, 1994; L.
В. Murphy, 1992). С другой стороны, в качественные методы могут внести искажения ценности и
предпочтения исследователя, и их результаты нельзя с легкостью перенести на других индивидов и
ситуации, отличающиеся от изучаемых. Однако качественные и количественные исследовательские
методы могут дополнять друг друга. Эти методы можно объединять при качественном подходе с целью
идентификации важных параметров, на основании которых затем вырабатывают теоретическую модель,
которую можно проверить квантитативно, или при качественном изучении случая с целью пролить
свет на значение данных, полученных количественным путем. Вдобавок, если квалитативные данные
были превращены в цифры (например, путем подсчета слов или частотного подсчета тематических
вопросов), их можно проанализировать, используя количественные методы.
Итоги раздела
- Необходимо уделять серьезное внимание идентификации выборок для исследований в детской
патопсихологии, включая такие вопросы, как определение интересующего расстройства, критерии
включения в исследование, коморбидность, среда, из которой берутся испытуемые, и размер выборки.
- Мы можем провести грань между приемами неэкспериментального и экспериментального
исследования на основании того, в какой степени исследователь может манипулировать
экспериментальной переменной или, напротив, должен полагаться на изучение ковариации
интересующих переменных.
- В проспективном исследовании выборку отслеживают во времени, а данные собирают через
определенные временные интервалы. В ретроспективном исследовании выборку испытуемых
идентифицируют в текущее время, и их просят дать информацию, касающуюся предшествующего
периода времени.
- Аналоговое исследование оценивает специфическую переменную в условиях, лишь
напоминающих ситуации, на которые исследователь хочет перенести результаты.
- Изучение случая предполагает интенсивное, обычно описательное наблюдение и анализ
конкретного ребенка.
- Планы по отдельным случаям предполагают повторные оценки одного и того же испытуемого в
течение определенного времени, воспроизведение лечебных эффектов у того же самого испытуемого
через определенное время и исполнение испытуемым функции собственного контроля. Типичные
примеры: реверсивный план А-В-А-В и план со множественным базисом для различных моделей
поведения, ситуаций или индивидов.
- Межгрупповые планы сравнивают поведение групп индивидов, определенных в различные
условия, например, поведение экспериментальной и контрольной групп.
- В исследовании методом поперечных срезов в один и тот же момент времени изучают
различных индивидов, находящихся в разном возрасте или на разных стадиях развития. В лонгитюдном
исследовании одних и тех индивидов изучают в разные возрастные периоды или на разных стадиях
развития.
- Качественное исследование сосредоточено на повествовательных отчетах, описании,
интерпретации, контексте и значении, пытаясь понять феномен с точки зрения участника исследования
и в том контексте, в котором он имеет место.
Вопросы этики и целесообразности
Образ одержимых ученых, использующих детей в качестве подопытных кроликов в своих
экспериментах, имеет мало общего с современной исследовательской практикой в детской
патопсихологии. Исследователи становятся все более восприимчивыми к возможным этическим
злоупотреблениям исследовательскими процедурами и, соответственно, все сильнее осознают
|