однако вопрос, заметно ли искажает добровольность данные по интересующим переменным, пока
остается без ответа.
Конфиденциальность и анонимность
Информация, полученная от испытуемых во время участия в исследовании, должна быть
защищена. Большинство учреждений требует, чтобы испытуемые были информированы, что любая
информация, которую они предоставят, останется конфиденциальной, и чтобы их известили о любых
исключениях из правила конфиденциальности. Взрослым информаторам необходимо сообщить об
ограничениях конфиденциальности до их участия в исследовании. В исследовании с детьми одна из
наиболее часто встречающихся трудностей с конфиденциальностью проявляется, когда ребенок или
родитель сообщает о жестоком обращении в прошлом или предоставляет информацию, которая
предполагает возможность жестокого обращения с ребенком в будущем. Процедуры по
урегулированию этой ситуации варьируют от исследования к исследованию, в зависимости от
обстоятельств оглашения сведений (например, их может сообщить взрослый в ходе терапии) и от
законодательных требований к обнародованию информации. Качество данных, собранных в
исследовании, может меняться в зависимости от того, в какой степени обеспечивается
конфиденциальность информации (Blanck, Bellack, Rosnow, Rotheram-Borus & Schooler, 1992).
Безопасные процедуры
Нельзя использовать исследовательские процедуры, которые могут повредить ребенку либо
физически, либо психологически. Когда только возможно, исследователь обязан использовать
процедуры, являющиеся для ребенка и его семьи наименее стрессовыми. В некоторых случаях
психологический вред довольно трудно определить, но если имеются сомнения, то исследователь
обязан проконсультироваться у других специалистов. Если вред кажется неизбежным, необходимо
найти альтернативные методы или отменить исследование. В тех случаях, когда существует
необходимость поместить ребенка в стрессовые условия, чтобы определить связанную с исследованием
терапевтическую пользу, ревизионный совет должен провести тщательный анализ возможных
опасностей и выгод.
Другие проблемы этики и целесообразности
Учет этических проблем особенно важен, когда исследование предполагает процедуры
потенциального вмешательства, обман, использование наказания, использование денежного
вознаграждения испытуемых или других инициатив, или же возможное принуждение. Исследователи
должны быть особенно восприимчивы, прежде всего в лонгитюдных исследованиях, к возникновению
неожиданных кризисов, непредвиденных последствий исследования и к вопросам, касающимся
продолжения исследования, когда результаты показывают, что требуется какой-то иной курс действий,
чтобы обеспечить благополучие ребенка.
Многие проблемы исследования, которые, как правило, разрешаются за счет
стандартизированных инструкций, процедур и опоры на предыдущий опыт и ожидания участников,
осложняются ввиду обычно ограниченного опыта детей и непонимания ими новых исследовательских
задач, а также из-за особых характеристик проблемных детей и семей. Дети с особыми потребностями
могут быть для исследователей источником трудностей, таких как мотивация детей, способность
уложиться в отведенное время, обеспечение того, чтобы инструкции были правильно поняты, и
преодоление возможной скуки, рассеянности и усталости. Аналогичным образом, семьи детей с
проблемами часто демонстрируют характеристики, которые могут ставить под угрозу их участие в
исследовании. К этим характеристикам относятся высокие уровни стресса, семейные разногласия,
психические расстройства у родителей (например, тревога и депрессия), расстройства на почве
употребления стимулирующих веществ, ограниченные ресурсы и/или время для исследования и слабые
вербальные способности.
Окончательную ответственность за этическую чистоту любого исследовательского проекта несет
исследователь. Исследователям рекомендуют или, в случае исследования, финансируемого
федеральным правительством, от них требуют обращаться за советом к коллегам. В больницах,
университетах, школах и других учреждениях существуют специальные комиссии, оценивающие
|