Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 537 
Next page End  

Клиническое обследование — это гораздо более сложный процесс, чем проведение интервью
или тестирование. Конечной целью процесса принятия решений является эффективное разрешение
проблем, стоящих перед детьми и их семьями, восстановление здоровья и улучшение общей атмосферы
в семье.
Значение обследования заключается в том, что оно приводит к практическим и эффективным
мерам.
<Процесс клинической оценки похож на работу детектива.>
Другими словами, тесное и непрерывное взаимодействие между обследованием и
вмешательством является
жизненно необходимым. Эти процессы невозможно рассматривать порознь
(Meyer et al., 1998).
<Биологические факторы и практика социализации тесно связаны, создавая различные профили
интересов и поведения у мальчиков и девочек.>
Хотя общие знания о специфических расстройствах и указывают на основные моменты,
существенные для оценки состояния детей с определенным типом проблем, клиническое обследование
должно рассматривать их в отношении конкретного ребенка и его семьи. Всестороннее понимание
отдельного ребенка или семьи как уникальной сущности называется идеографическим диагнозом, в
противоположность номотетическому диагнозу, подчеркивающему общие выводы, применимые к
широким группам людей. Знание общих принципов психологического обследования, нормального и
аномального развития ребенка и семьи, специфических детских расстройств позволяет получить ряд
более совершенных гипотез для проверки на идеографическом уровне (Kazdin, 2000).
Процесс принятия решений можно сравнить с одновременной подготовкой к нескольким
экзаменам — вам нужно познакомиться с фундаментальными знаниями (такими как информация о
детской депрессии и расстройствах психологического развития), а затем объединить эти знания
определенным образом и применить их к конкретной проблеме, которую вы собираетесь решить. Так
же, как и процесс подготовки к экзаменам, это похоже на то, как будто бы вы пытаетесь слить все в
одну воронку, чтобы
отфильтровать самое важное. Но в отличие от подготовки к экзаменам, работа с
детьми и их семьями и применение знаний и опыта в новых ситуациях — воистину увлекательное
занятие!
Процесс принятия решений начинается с обследования, которое может принимать самые разные
формы: от клинического интервью с ребенком и родителями до структурированного обследования
поведения и психологического тестирования. Помните, что обследование — это совместный процесс, в
котором и ребенок, и семья, и учителя играют активную роль. А поскольку роль взрослых в
определении проблем ребенка и передаче информации довольно велика, то налаживание близких
контактов и активное вовлечение членов семьи и учителей имеет особое значение.
Анализ развития
Возраст, пол и культура. Краеугольным камнем обследования и терапии детей является ответ
на вопрос, какие функции и различия связаны с определенным возрастом (Achenbach, 1997). Оказывает
ли возраст, пол и культурный уровень Фелиции влияние на наш подход к обследованию, диагнозу и
терапии?
Отказ Фелиции посещать школу в тринадцать лет имеет существенные последствия, так как
может привести к отставанию по предметам и потере важных
социальных навыков, связанных с
учебной деятельностью. А вот отказ тринадцатилетнего ребенка от путешествия на самолете может
вызвать неудобства или беспокойство, но в большинстве случаев не приведет к таким серьезным
последствиям, как отказ посещать школу. Возраст ребенка определяет не только решение о наличии или
отсутствии аномалий, но и выбор подходящих методов обследования и терапии. Например, в каком
возрасте ребенок может предоставить достоверную информацию при проведении интервью?
Для обследования и терапии важно учитывать не только возраст, но и пол ребенка.
Многочисленные исследования показывают наличие гендерных различий в степени и в выражении
детских расстройств (Kavanagh & Hops, 1994 Lahey et al., 2000; Zahn-Waxler, 1993). Как показано в табл.
4.1, одни детские расстройства чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек (Hartung & Widiger, 1998),
другие же, наоборот, чаще встречаются у девочек, а некоторые в равной степени характерны для обоих
полов.
Таблица 4.1. Гендерные паттерны некоторых расстройств, характерные для детского и
Hosted by uCoz