Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 452 
Next page End  

эффекта влюбленности организму необходимо все больше и больше ФЭА, и мозг перестает справляться
с этим требованием. В результате этого возбуждение, которое человек испытывает в начале любовных
отношений, постепенно угасает. Это наблюдение служит правдоподобным биологическим объяснением
недолговечности страстной, или романтической, любви.
Либовиц проводит и другую параллель с действием амфетаминов. Он отмечает, что тревога,
отчаяние и боль, которыми сопровождается утрата или даже мысль об утрате любви, схожи с тем, что
переживает человек, долгое время принимавший амфетамины, после их отмены. И в том и в другом
случае вслед за потерей поднимающих настроение веществ следует подчас довольно долгий период
душевной боли.
Но не содержатся ли в человеческом мозге какие-то иные вещества, наличием которых можно
было бы объяснить, почему двое продолжают любить друг друга и после того, как уляжется страсть?
Уолш и Либовиц отвечают на этот вопрос утвердительно. Постепенное перерастание влюбленности в
глубокую привязанность может быть вызвано тем, что со временем мозг начинает вырабатывать другую
разновидность нейромедиаторов, называемых эндорфинами.
Эти морфиноподобные вещества
оказывают успокаивающее воздействие; они вызывают ощущения безопасности, умиротворенности,
душевного покоя. Возможно, поэтому мы так ужасно чувствуем себя, когда теряем любовь, — ведь наш
организм лишается ежедневной дозы поддерживающих хорошее настроение веществ.
Точно так же как мы мало знаем о том, почему люди любят, мы не можем дать однозначный
ответ на вопрос, почему человек влюбляется в того, а не иного человека. По-видимому, здесь важны
несколько факторов, такие как пространственная близость, сходство, взаимность и физическая
привлекательность.
<Задайте себе вопрос. Если вы влюблены в данный момент (или были влюблены), то какие
факторы или какие личные качества другого человека в наибольшей степени повлияли на ваш выбор?>
Пространственная близость
Перечисляя причины, влияющие на выбор возлюбленного, мы часто упускаем из виду фактор
пространственной, или географической, близости, а между тем это один из наиболее важных факторов.
Люди чаще завязывают близкие отношения с теми, кого они часто видят — на улице, в школе, на
работе, в церкви или синагоге.
Пространственная близость. Один из важнейших факторов межличностного влечения.
Почему пространственная близость играет столь заметную роль в межличностном влечении?
Социальные психологи называют несколько возможных причин. Одна из них заключается в том, что
знакомство с объектом рождает приязнь или любовь к нему. Исследования показали, что после
многократного предъявления новых стимулов — будь то отрывки из музыкальных произведений,
живописные полотна или человеческие лица — людям все больше нравились эти стимулы (Bornstein,
1989; Brooks, Watkins, 1989; Nuttin, 1987). Этот феномен, названный эффектом знакомства, частично
объясняет, почему нас влечет к тем, кто находится рядом с нами.
Эффект знакомства. Феномен, суть которого заключается в том, что многократное
предъявление прежде незнакомых стимулов повышает вероятность любви к этим стимулам.
Согласно другому объяснению, большое значение фактора пространственной близости вызвано
тем, что он тесно сопряжен с фактором общности интересов. Это объяснение подтверждается данными
исследования NHSLS (см. главу «Сексологические исследования: методы и проблемы»), в котором
людям задавали вопрос: в каких общественных местах они могли бы встретить своего сексуального
партнера. Исходя из полученных ответов, Лауман (Laumann, 1994) и его коллеги разделили
общественные места на две группы — места, где вероятность встречи с потенциальным сексуальным
партнером высока, и места, где такая вероятность мала. В первую группу вошли заведения, где
встречаются люди со схожими интересами, например люди, заботящиеся о своем здоровье или
физической подготовке (фитнес-центры), а также образовательные учреждения. Вторая группа
включала места, посещаемые самыми разными людьми (например, бары, курорты, места массового
отдыха).
Работа и школа наиболее часто фигурировали в списке мест, в которых люди знакомятся со
своими будущими избранниками. Очевидно, это связано с тем, что в этих местах мы проводим
большую часть своего времени, а также с возможным влиянием фактора общности интересов. Кроме
того, совместная работа или учеба дает потенциальным партнерам возможность повторных контактов
друг с другом. По понятным причинам многие из нас опасаются после одной-двух встреч инициировать
Hosted by uCoz