благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!
Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста,
мед и молоко под языком твоим, и благоухание
одежды твоей подобно благоуханию Ливана!
(Книга Песни Песней Соломона 4:10-11)
На что невеста отвечает ему:
Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его.
Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах...
И там я покажу ласки мои тебе.
(7:11-13)
Радостное воспевание сексуальности, наполняющее эти строки, являлось частью иудейской
традиции. Однако на это отношение наложило свою тень учение христианской церкви. Чтобы понять,
почему это произошло, необходимо помнить о том, что христианство
развивалось в поздний период
Римской империи. Это был период социальной нестабильности, когда с целью культивирования
сексуальных утех и развлечений были заимствованы многие экзотические культы. Их родиной были
Греция, Персия, а также другие части Римской империи. Ранние христиане отмежевались от этих
практик путем возведения секса и сексуальности в ранг греха.
<Задайте себе вопрос. Как влияют ваши религиозные взгляды на принятие вами решений по
вопросам секса?>
Нам известно очень мало о взглядах Иисуса на сексуальность. Однако Павел из Тарсы оказал
решающее влияние на раннюю церковь (он умер в 66 году н. э., и многие его писания были включены в
Новый Завет). Для того чтобы унаследовать Царство Божие, Павел подчеркивал важность преодоления
«желаний плоти», включая гнев, эгоизм, ненависть и внебрачный секс. Он связывал духовность с
сексуальным воздержанием и рассматривал целибат (статус человека, не состоящего в браке, а
следовательно, воздерживающегося от половых сношений) как более высокий по отношению к браку.
Дальнейшее развитие тема секса как греха получила в учении отцов церкви. Августин (354-430)
объявил, что сексуальное вожделение явилось первородным грехом Адама и Евы. В его писаниях было
официально закреплено представление о том, что половой акт возможен только в браке с целью
воспроизведения. Августин считал также, что подчиненное положение женщин являлось частью
Божественного плана творения. Вследствие этого все сексуальные позиции, за исключением «мужчина
сверху», должны рассматриваться как «противоестественные» (Wiesner-Hanks, 2000).
Целибат.
Согласно историческому определению статус человека, не состоящего в браке;
согласно современному определению отказ от сексуального поведения.
{Интерпретация проступка Адама и Евы в Эдемском саду оказала значительное влияние на
ценности, связанные с сексуальностью}
Секс как грех
Представление о греховности секса господствовало на протяжении всего средневековья
(периода, продолжавшегося с падения Римской империи в 476 году н. э. до начала эпохи Возрождения,
около 1400 года). Это представление получило наиболее полное развитие в небольшом разделе
сочинения Фомы Аквинского (1225-1274) «Сумма теологии». Фома утверждал, что половые органы
человека предназначены только для воспроизведения. Любое же другое их использование
гомосексуальный акт, орально-генитальный секс, анальное сношение, а также секс с животными
противоречит воле Божьей, является ересью и «преступлением против природы». Священники местных
церквей руководствовались книгами, называемыми епитимьями (покаянными книгами), в которых
подробно перечислялись различные грехи и соответствующие им наказания. Эти руководства
определяли поведение духовника при принятии исповеди. Использование прерванного полового акта с
целью предотвращения беременности считалось наиболее тяжким грехом и могло повлечь за собой
наказание, состоящее в содержании на хлебе и воде в течение многих лет. Такие «противоестественные
акты», как оральный и анальный секс, также рассматривались как тяжкие грехи, за которые назначалась
даже более суровая кара, чем за убийство (Fox, 1995). Гомосексуальные отношения, конечно же,
исключали возможность продолжения рода, и к тому же сами состояли из многочисленных
«противоестественных актов». Со времен Фомы Аквинского гомосексуалисты не могли найти ни
|