из Азии принадлежат также беженцы, спасавшиеся от вьетнамской и корейской войн. В эту же группу
сходят представители, приехавшие из Гонконга, Японии, Тихоокеанских островов и многих других
азиатских стран для получения образования, ведения бизнеса и других целей. Латиноамериканское
население США включает выходцев из 22 стран, а также из некоторых отдельных сообществ,
считающих себя культурно независимыми (Larmer, 1999; Zamora-Hernandez & Patterson, 1996).
Более того, значительный процент американского населения составляют индивиды
мультирасового происхождения,
чьи предки принадлежали к двум или более расовым группам (Cose,
2000). По таким признакам, как расовая и этническая принадлежность, люди редко однозначно
относятся к совершенно независимым категориям. «Люди всего мира в той или иной степени вовлечены
во всеобщее смешение, в особенности в Соединенных Штатах... Невозможно, просто взглянув на
человека, точно определить его расовое происхождение» (Wyatt 1997, p. xv).
Степень аккультурации,
то есть замены традиционных представлений и форм поведения
характерными для доминирующей культуры, также является фактором, порождающим разнообразие в
пределах отдельных субкультур. Многие этнические группы, живущие в Северной Америке уже на
протяжении нескольких поколений, в значительной степени ассимилировались (Barkley & Mosher,
1995). Некоторые из этих групп, к которым относятся выходцы с Гавайских островов, афроамериканцы
и коренные американцы, сегодня переживают свое этническое возрождение. Они пытаются
восстановить особенности своей культуры и передать их новому поколению (Williams & Ellison, 1996;
Yum, 2000). Многие молодые американцы испанского происхождения вносят элементы
латиноамериканской культуры в типично американский образ жизни. Новая волна «латины» в
популярной музыке отражает бикультурный характер этой среды (Leland & Chambers, 1999).
{Рикки Мартин способствовал популяризации латиноамериканской музыки и ее слиянию с
основным течением традиционной американской культуры}
Социоэкономический статус и уровень образования являются определяющими факторами по
отношению к сексуальным установкам и формам поведения в пределах одной и той же этнической
группы. Между малообеспеченными слоями населения и представителями среднего класса часто
наблюдаются значительные различия. То же самое верно в отношении людей с различным уровнем
образования. В частности, мастурбация в большей степени распространена среди более образованных
слоев населения, чем среди менее образованных (Kinsey et al., 1948; Michael et al., 1994).
Сексуальные установки и формы поведения также значительно различаются в рамках отдельных
религиозных групп. Так, известно, что папа Иоанн Павел Второй пропагандирует традиционное
римско-католическое отношение к сексу, осуждающее любую сексуальную активность, потенциально
не ведущую к продолжению рода. Тем не менее взгляды американских католиков по таким вопросам,
как контрацепция, аборты и гомосексуальность, в значительной степени расходятся. Аналогично,
взгляды ортодоксальных евреев гораздо более консервативны и традиционны, нежели взгляды евреев,
принадлежащих к реформированной еврейской религии. Также и христианские протестанты
фундаменталистского толка часто видят вещи иначе, чем христиане, не трактующие Священное
Писание буквально (Ostling, 2000).
Сексуальность: личная или общественная сфера?
Рассмотренные нами в данной главе исторические, кросс-культурные, а также внутрикультурные
подходы помогают осознать уникальность той ситуации, в которой мы сейчас живем. Мы можем
сравнить себя с древними иудеями, ранними христианами, средневековыми европейцами или
европейцами и американцами викторианской эпохи. Мы также можем сравнить наше сегодняшнее
общество с другими незападными культурами, например с современным арабским миром. И в обоих
случаях мы сможем сделать вывод о том, что обладаем значительно большей степенью свободы
самоопределения в вопросах сексуальности. Сегодня мы делаем это на основе нашего личного выбора.
Шаг за шагом на протяжении XX века происходило осознание и принятие разнообразия
проявлений человеческой сексуальности. Поэтому сегодня мы располагаем большей свободой в этой
сфере и несем большую ответственность, чем когда-либо. Некоторые, вероятно, станут утверждать, что
растущая терпимость к разнообразию в сфере сексуальности скорее создает проблемы, чем решает их.
Тем не менее в целом авторы согласны с мыслью, что «сексуальному здоровью индивида или общества
способствуют понимание, терпимость и сочувственное отношение к разнообразию нашей сексуальной
природы и сексуальных проявлении, а также восприятие этих проявлений как неотъемлемой части
нашего человеческого достояния» (Coleman, 2000, р. 4). Давайте рассмотрим некоторые исторические
|