В результате получение сексуального удовольствия от ощупывания своих гениталий нередко
сопровождается чувством вины. Таким образом, конфликты, связанные с получением сексуального
удовольствия, могут начать формироваться на самых ранних этапах жизни человека (Elliott & Elliott,
2001). Каплан подводит итоги своим наблюдениям: «Взаимодействие между развивающимися у ребенка
сексуальными влечениями и переживаниями, связанными с воспитанием в условиях отчуждающего от
сексуальности общества, вероятно, в той или иной степени порождает у всех нас сексуальный
конфликт» (р. 145).
{Реакции других людей на исследования детьми своих гениталий могут повлиять на то, какое
отношение сформируется у детей к своей сексуальной анатомии}
Подрастая, от членов своих семей мы усваиваем важные уроки, касающиеся человеческих
отношений. Мы наблюдаем и интегрируем модели, окружающие нас в повседневной жизни. Мы
обращаем внимание на то, как наши родители касаются друг друга и какие чувства по отношению друг
к другу они испытывают (Bratlik & Goldberg, 2000). Так, один исследователь обнаружил, что женщины,
испытывающие слабое сексуальное желание, воспринимали отношение своих родителей к сексу и их
эмоциональные отношения друг с другом как значительно более негативные, нежели женщины с
нормальным сексуальным желанием (Stuart et al., 1988).
Двойной стандарт в отношении к сексу
Хотя жесткость двойного стандарта в отношении к сексу в наши дни, кажется, начинает
ослабевать, принципиальные различия, касающиеся сексуальных ожиданий в отношении мужчин и
женщин, все еще имеют в нашем обществе большую силу (Greaves, 2001). Женщин приучают проявлять
осторожность в вопросах секса, чтобы не приобрести репутацию распущенных. В то же время одним из
стереотипных показателей сексуального успеха мужчины является «счет» его сексуальных побед
(Leitenberg & Henning, 1995; Morehouse, 2001). Мастерс и Джонсон отмечали, что «социокультурные
влияния в большинстве случаев ставят женщину в положение, заставляющее ее приспосабливаться,
сублимировать, сдерживать и даже извращать свои естественные склонности в сфере сексуального
функционирования... И именно здесь лежит основной источник женских сексуальных дисфункций»
(1970, р. 218).
Однако воздействие двойного стандарта, накладываемого культурными ожиданиями, ощущают
на себе не только женщины, но и мужчины. У мужчины нередко формируются представления, что
мерилом «мужественности» являются их успехи в завоевании прекрасного пола.
«Эротическая продукция изображает мужчин как постоянно жаждущих секса и готовых к нему.
А все проблемы мужчин сводятся к мысли о том, как обеспечить себе секс в достаточном количестве.
Многие из нас приняли это за правило и в отношении самих себя. Большинство из нас считает, что
должны быть всегда готовы к сексуальной реакции, независимо от времени и места, от нашего
самочувствия и от наших чувств по отношению к партнеру, а также от любых других факторов»
(Zilbergeld, 1978, р. 41).
Под влиянием таких ожиданий мужчины привыкли относиться к сексуальным взаимодействиям
как к «демонстрации», в которой их первоочередной задачей является «проявить свое мужское начало».
Цель этого подтвердить свою мужскую гендерную роль в любых сексуальных контактах. «Проявить
свое мужское начало» прежде всего означает не проявлять никаких «женских» качеств, таких как
нежность или восприимчивость. В соответствии с требованиями мужской самостоятельности и
доминирования, с точки зрения мужчины представляется невозможным обратиться за помощью к своей
партнерше (Kilmartin, 1999; Tiefer, 1999). Подобные ограничения со стороны гендерно-ролевых
ожиданий могут порождать чувства неполноценности, разочарования и недовольства у представителей
обоего пола (McCarthy, 1998). С другой стороны интимные отношения, в которых преодолеваются
гендерно-ролевые стереотипы и оба партнера могут выступать как в активной, так и в пассивной роли,
быть «дикими» и нежными, игривыми и серьезными, выходят за рамки карикатурных изображений
мужчин и женщин и позволяют партнерам проявить все богатство своей индивидуальности (Kasl, 1999;
McCarthy, 2001).
Гомосексуальным парам не приходится бороться с противоречивыми гендерно-ролевыми
ожиданиями при выражении своей сексуальности. Их сексуальный репертуар, как правило, отличается
большим разнообразием, чем у гетеросексуальных пар. Отчасти это происходит благодаря отсутствию
строгих гендерно-ролевых предписаний, а также стереотипных представлений о том, каким «должен»
быть половой акт (Nichols, 2000).
|