3. Материал не должен представлять серьезной литературной, художественной, политической
или научной ценности (Miller v. California, 413 U.S. 15, 1973; Roth v. United States, 354 U.S. 476, 1957).
Непристойный. Термин, который предполагает индивидуальное или общественное суждение о
чем-либо как об оскорбительном.
Критики указывают, однако, что и эти критерии все же очень субъективны
(Penley, 1996). В
конечном итоге похоть (навязчивый интерес к сексу) всегда зависит от зрителя или читателя, так же как
и суждение о том, обладает ли данное произведение серьезной художественной или иной ценностью.
Субъективность этих критериев в отношении суждений о непристойности, возможно, наиболее точно
описывает судья Верховного Суда Поттер Стюарт. Он говорит, что трудно дать логическое определение
непристойности. «Однако я всегда понимаю, что это такое, когда я это вижу» (Jacobelis v. Ohio, 379,
U.S.
197, 1965). Общественные представления о непристойности также существенно варьируются. Во
многих больших городах открыто рекламируют и показывают практически все типы откровенно
сексуальных фильмов. А в других местах, особенно в маленьких сельских общинах, такие книги и
журналы, как «Плейбой», запрещены. Также в некоторых обществах были сочтены непристойными и
вследствие этого изъяты из школьных библиотек такие книги, к примеру, как «Ультрафиолет», «Наши
тела сами по себе» и журнал «Ms.» (Klein, 1999). В последнее время, однако, параметры
«общественного» стали довольно туманными из-за технологии кабельного телевидения, видео и
интернета. Все это используется в уединении частных домов, где общественные нормы непристойного
перестают действовать (Lane, 2000). Тем не менее суды, дельцы порнобизнеса и разного рода активисты
с обеих сторон продолжают бороться с легальным определением непристойности. Это связано со
спором вокруг Первой поправки к американской Конституции, по которой непристойность просто не
может быть незаконной. Ведь эта поправка гарантирует свободу слова и печати.
На грани. Порнография как социальная критика
На протяжении истории порнография играла роль социальной критики, так как в ней
использовались откровенно сексуальные тексты и образы, которые попирали социальные и
политические нормы. Критик масс-медиа Лаура Кипнис утверждает: «Порнография имеет много
применений помимо классического» (1996, р. 165). Порнография всегда бросала вызов лицемерию и
социальным ожиданиям со стороны политики, организованной религии, а также средних,
профессиональных и высших классов (Beck, 1999; Kipnis, 1996; Penley, 1996). В разные периоды
истории люди в той или иной степени использовали порнографию для политических и иногда
подрывных целей. Во времена Французской революции порнография помогала подстрекать бедных
бороться против короля и королевы. Печатались и распространялись сотни памфлетов. В них
«развращенный» секс связывался с материальными излишками и политической коррупцией
королевской семьи (Beck, 1999).
Порнография также бросала вызов ограничениям женской сексуальности. В 1700-х годах, как
предполагалось, добродетельные женщины должны были чувствовать отвращение к сексу.
Женщины
же героини романов, нарушавшие установленный социальный порядок, всегда в конечном счете
оказывались несчастными или погибали. В 1748 году в Великобритании был впервые опубликован
роман Джона Клиленда «Фанни Хилл». Этот роман стал знаменит по большей части из-за удачного
окончания сексуальных приключений главной героини, чем из-за самого сексуального содержания
романа. Констанс Пенли, профессор университета, читающая курс по порнографии, также
поддерживает эту точку зрения. Она отмечает, что самая распространенная тема популярной
порнографии «это утопическое желание мужчин жить в мире, где общественные нормы не требуют
от женщин утверждения своей меньшей заинтересованности в сексе по сравнению с мужчинами» (1996
р. 18). Пенли также отстаивает точку зрения, что современная порнография бросает вызов культуре и
содержит идеи, противоречащие распространенным представлениям о сексуальности и гендерных
ролях (Penley, 1996).
Роль современной порнографии как социальной и политической критики станет очевидной, если
рассмотреть ее именно с этой точки зрения. Так, журнал «Хастлер» решительно отличается от журналов
«Плейбой» и «Пентхаус». Последние ориентированы на потребителей, ищущих богатства и положения
в обществе, думающих о своей внешней привлекательности. Это мир, в котором все женщины жаждут
секса, а мужчины настоящие племенные жеребцы. Журнал же «Хастлер» объединяет показ
обнаженных тел и вульгарных изображений с нападками на «истеблишмент» политическую власть,
организованную религию и классовые привилегии. Так, например, в фотомонтаже 1989 года, который
назывался «Прощание с Рейганом: последний удар Ронни» очевидна острая социальная и политическая
|