личности и сознания в процессе индивидуации.
Восточная мысль
Занимаясь исследованиями западного мифа и символизма, Юнг развивал собственные
оригинальные теории, связанные с индивидуацией или личностной интеграцией. И лишь потом,
познакомившись с восточными традициями (а они произвели на него глубочайшее впечатление), Юнг
впервые нашел подтверждение многих своих идей.
Оказалось, что восточные описания духовного роста, внутреннего психического развития во
многом соответствуют процессу индивидуации, который Юнг наблюдал у своих западных пациентов. В
частности, Юнг заинтересовался мандалой как образом самости и процесса индивидуации. («Мандала»
на санскрите означает круг, то есть круглую конструкцию, или диаграмму, используемую в медитации и
других духовных практиках.) Юнг обнаружил, что его пациенты спонтанно продуцируют изображения
мандалы, хотя им и неизвестны восточное искусство и философия. Мандалы чаще появляются в
рисунках пациентов, сделавших значительный прогресс в своей собственной индивидуации. Центр
рисунка располагается возле самости, которая появляется, чтобы заменить ограниченное эго как центр
личности, а круглая диаграмма как целое представляет баланс и порядок, развивающийся в душе как
продолжение индивидуационного процесса.
«К целостности ведет множество окольных путей, но и самый короткий изобилует неверными
поворотами» (Jung, 1961, р. 325).
Индия и индийская мысль оказали сильное влияние на идеи Юнга (Kakar, 1994), но он всегда
очень внимательно относился к принципиальным различиям между восточными и западными путями
индивидуации. Социальные и культурные рамки, в которых происходит процесс роста, сильно
отличаются на Востоке и на Западе как превалирующими установками по отношению к понятию
индивидуации, так и личностями тех, кто активно стремится к индивидуации как к цели.
Положительное отношение к внутреннему развитию и просвещенности широко распространено на
Востоке, где ясно осознаны пути и техники для поддержки этого развития. Однако Юнг был тверд в
убеждении, что наиболее развитые духовные практики стали в большей степени ригидными системами,
навязываемыми индивиду, нежели способами извлечения собственного уникального паттерна
внутреннего роста индивида.
Основные понятия
Вначале будет изложена теория типов личности, разработанная Юнгом: два основных аттитюда
(интроверсия и экстраверсия) и четыре функции мышления, чувств, интуиции и ощущений. Далее
речь пойдет о юнгианской модели бессознательного и понятии архетипа, затем, через архетипы
личности, к эго, персоне, тени, аниме и анимусу, самости. И в завершение представлены дискуссия
об исследовании символов Юнга и два приложения его работы
применительно к активному
воображению и ко снам.
Аттитюды: интроверсия и экстраверсия
Среди всех понятий, предложенных Юнгом, интроверсия и экстраверсия, вероятно, получили
самое широкое распространение. Юнг обнаружил, что индивидов можно характеризовать как внутренне
или внешне ориентированных. Интроверту комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как
экстраверт чувствует себя «в своей тарелке» в мире объектов и других людей.
Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Юнг сравнивал эти два способа поведения с
сердцебиением: есть ритмическое чередование между циклами сокращения (интроверсия) и циклами
расширения (экстраверсия). Тем не менее каждый индивид предпочитает один или другой аттитюд и
чаще действует в ключе предпочитаемого аттитюда.
Эти же качества определяют баланс между сознанием и бессознательным:
|