или через личный и искренний контакт с друзьями, а может быть, и через совершенствование разума
вне границ простого рационализма...
Вы видите, что «алкоголь» по-латыни spiritus,
и употребляете одно и то же слово для высшего
религиозного опыта и для самого развращающего яда. Полезная формула, следовательно, такова: spiritus
contra spiritum» (1984, p. 197-198).
Труд Юнга в создании Общества анонимных алкоголиков и Движения 12 ступеней, возможно,
один из важнейших его вкладов в современность.
Анализ символов
Признание Юнгом важности символа и подробный анализ символов и их интерпретаций
являются его наиболее весомым вкладом в психологию. Юнг обладал глубокими знаниями о сложности
символизма. Он изучал и методологию, и фольклор, и алхимию, потому что они обеспечивали
различные контексты, проливавшие свет на сложные символические произведения, с которыми он
неожиданно встречался в процессе анализа.
«Психическое развитие не может быть завершено только благодаря намерению и воле; оно
нуждается в привлечении символа» (Jung, 1928 а, р. 25).
Хотя произведения Юнга сложны для понимания, они ценнее простой и логичной прозы,
потому что передают богатство его мышления. Поразительная гибкость и интерес к глубинным пластам
человеческого существования привносят в работы Юнга широкий размах и многогранность, фактически
не имеющие себе равных в психологии.
Современность: влияние Юнга
Популярность и влияние идей Юнга постоянно растут. Институт Юнга в Цюрихе по-прежнему
готовит аналитиков со всего мира. В некоторых странах и нескольких крупных городах США успешно
работают Юнгианские институты, которыми накоплен обширный исследовательский материал,
проводятся циклы лекций, семинары выходного дня по обучению юнгианскому анализу. Практика
юнгианского анализа продолжает развиваться и после смерти Юнга (см. Stein, 1995).
«Я только надеюсь и хочу, чтобы никто не становился «юнгианцем»... Я не провозглашаю
шаблонной доктрины и не выношу «слепой приверженности». Я оставляю всем свободу заниматься
фактами их собственной жизни, так же как утверждаю эту свободу и для себя» (Jung, 1973, р. 405).
Myers-Briggs Type Indicator, основанный на юнгианской теории типов, стал одним из самых
популярных тестов в мире (Myers, 1980). Он широко используется в бизнесе и образовании и
применяется миллионами людей. Каждый человек анализируется по показателю интроверсии
экстраверсии, мышления чувств, интуиции ощущений, а также восприятия суждения.
Заключительная категория была добавлена к основной схеме Юнга его последователями. Восприятие
соотносится с открытостью новым данным и новому опыту, суждение
с переключением на новое
восприятие и быстрым принятием решения. Над идеями Юнга работали многие известные писатели и
ученые. Джозеф Кемпбелл применил концепции Юнга к проблемам мифологии (1985, 1988) и
исследованию архетипических персонажей (1949). Джеймс Хиллман (1975, 1989), на которого Юнг
оказал сильное влияние, развивал подход, названный им архетипической психологией. Джен Шинода
Бален (1984, 1989) написала два бестселлера об архетипах богинь в женщинах и богов в мужчинах. В
своей книге King, Warrior, Magician, Lover R. Moore и D. Gille (1990) описывают «архетипы зрелой
мужественности». Подвергся сильному влиянию идей Юнга и один из основателей общественного
движения мужчин Роберт Блу (1990).
«Все, что люди утверждают о Боге, пустая болтовня, и нет человека, который может знать
Бога» (Jung, 1975, р. 377).
Существует и обширная литература религиозных направлений, связанная с юнгианской
психологией и духовной практикой. Примером христианского направления могут служить, в частности,
произведения Kelsey (1974, 1982) и Sanford (1968, 1981). Книга Kaprio и Hedberg Coming Home: A
|