Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 726 
Next page End  

же адлеровское понятие социального интереса является диаметрально противоположным
ницшеанскому индивидуалистическому взгляду на мир.
Выдуманные цели
Значительное влияние на Адлера оказали работы Ханса Вайхингера — философа, предложившего
понятие социальных вымыслов (fictions), которые не имеют основания в реальной действительности, но
становятся определяющими чертами человеческого поведения. Вайхингер полагал, что люди,
оказываясь лицом к лицу с неразберихой фактов и переживаний, создают системы, чтобы организовать
свой опыт. Затем они принимают эти простые системы за истину. Эти вымыслы становятся одним из
самых важных факторов, влияющих на наше поведение. Согласно Вайхингеру, на людей больше
воздействуют их ожидания, чем реальный опыт. Он называл этот подход фикционализмом (fictionalism),
или философией «если бы».
В работе «Невротическая конституция» (1912) Адлер высказал
предположение, что все человеческое поведение, мышление и чувства следуют стереотипам «как если
бы». Сперва в детстве мы пытаемся приспособиться к окружающему миру и преодолеть чувство
собственной слабости. Мы создаем для себя идеализированную цель полной адаптации, а затем боремся
за ее достижение, как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности.
Холизм (holism)
Пятнадцать лет спустя после знакомства с работами Вайхингера Адлер увлекся холистической
философией Жана Сматса (Jan Smuts). Сматс был южноафриканским военным лидером,
государственным деятелем и философом, его работы о холизме оказали влияние на многих современных
ему мыслителей. Адлер и Сматс переписывались, и Адлер помог Сматсу напечатать его работы в
Европе. Сматс считал, что целые системы часто имеют свойства, отличные от свойств их частей, и
поэтому стремление к повышению организации, к целостности присутствует в каждой личности. Адлер
часто говорил: «Нужно не только спрашивать себя, как воздействует бацилла на тело, важно также знать,
как тело воздействует на бациллу!» (Adler in: Bottome, 1957, p. 72). Он нашел в холистической философии
подтверждение многим собственным идеям и важную философскую основу для индивидуальной
психологии.
«Есть логика головы, есть логика сердца, а есть более глубокая логика целого» (Adler in: Bottome,
1957, p. 80).
Основные понятия
Одним из величайших вкладов Адлера в психологическую науку был его постулат о комплексе
неполноценности и нашей потребности компенсировать чувство неполноценности. В системе Адлера
процесс борьбы за превосходство явился серьезным переосмыслением ницшеанской концепции воли к
власти. Концепции жизненных целей (life goals), жизненного стиля (lifestyle) и творческой энергии
личности — важнейший вклад холизма в психологию. Выделение Адлером социальных интересов,
сотрудничества и отношения общества к различию полов говорит о том, что его теория остается в
рамках социальных наук.
Неполноценность и компенсация
В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер сделал
попытку объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. В то время Адлер
писал как врач, занимаясь преимущественно физиологическими процессами. Он высказал
предположение, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места — органы,
особенно подверженные болезням. Адлер также отмечал, что органическая слабость может быть
преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить
Hosted by uCoz