Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный
стиль это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс
средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности.
«Первейшая задача социальной психологии выявить это единство в каждом человеке: в его
мышлении, чувствах, действиях, в его так называемом сознательном и бессознательном в любом
проявлении его личных свойств» (Adler, 1964 b, p. 69).
Согласно Адлеру, ключ к пониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми
он руководствуется. Эти цели простираются далеко за рамки внешних фактов и ситуаций, например,
если я считаю, что мой отец плохо обращался со мной в детстве, и возлагаю на это вину за свою
неудавшуюся жизнь, в то время как я сам дирижирую своими поражениями. Неважно, как со мной в
действительности обращались. Моя вера в то, что меня подавляли, психологическая правда. Далее я
превращаю плохое обращение в реальность, подходящую для оправдания стиля жизни, выбранного
мной, жизни неудачника.
«Как мы уже видели, в первые четыре или пять лет жизни человек формирует единство своего
сознания, выстраивает отношения между сознанием и телом. Он использует наследственный материал
и впечатления, получаемые от окружающего мира, приспосабливая их к своему стремлению к
превосходству. К концу пятого года жизни его личность кристаллизуется. Значение, которое он придает
жизни, цель, которую он преследует, способ ее добиваться и его эмоциональные склонности все
фиксируется. Он может это изменить в дальнейшем, но только если освободится от ошибки,
допущенной во время детской кристаллизации. Также, как его предыдущее самовыражение
соответствовало его пониманию жизни, так и теперь, когда он способен исправить ошибку, его новое
самовыражение будет соответствовать его новому пониманию» (Adler, 1931, р. 34).
По-видимому, отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы
индивидуального жизненного стиля и целей, и, следовательно, психологические и эмоциональные
проблемы необходимо решать в этом контексте. Поэтому при лечении следует обращаться к целостному
стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения всего лишь выражение единого
жизненного стиля личности.
Мозак (Mosak) (1989) перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:
«1. Я-концепция представление человека о себе, кто он есть.
2. Идеал себя мнение о том, каким он должен быть. (Адлер развивал эту концепцию в 1912
году.)
3. Образ мира представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир
требует от человека.
4. Этические убеждения личный этический кодекс.»
Схема апперцепции
Как часть жизненного стиля, личность вырабатывает представление о себе и о мире. Адлер
назвал эти представления схемой апперцепции
(schema of apperception). Апперцепция
это
психологический термин, который относится к восприятию (perception), включая субъективную
интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.
«Вы находите то, что вы планировали найти» (Adler, 1964 b, p. 100).
Адлер подчеркивал, что это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Если
некто верит, что моток веревок в темном углу змея, то его страх может быть таким же сильным, как
если бы змея там и в самом деле была. Адлер напоминал, что «наши чувства получают не реальные
факты, а лишь субъективный образ их, отражение внешнего мира» (1956, р. 182). Схема апперцепции
имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в
окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает
нам. Работа Адлера над схемой апперцепции является важной предпосылкой когнитивной (cognitive)
психологии и когнитивной терапии (см. главу 11).
Адлер умел с большой эффективностью использовать этот принцип в терапии. Один пациент
|