Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 726 
Next page End  

Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три
негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и
заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеют свои корни в попытках преодолеть
чувство неполноценности, которое приводит к все увеличивающейся изоляции и отчуждению от
окружающего мира. Неврозы и фактически все другие психологические проблемы возникают, когда мы
стараемся добиться личного превосходства вместо того, чтобы стремиться к здоровому конструктивному
поведению.
Органическая неполноценность, избалованность и заброшенность
Органическая неполноценность, избалованность и заброшенность — вот ситуации детства,
которые ведут к недостатку социального интереса, изоляции и обособленному стилю жизни,
основанному на нереальной цели добиться личного превосходства.
Дети, перенесшие серьезные заболевания, часто становятся крайне эгоцентричными. Из чувства
неполноценности и неспособности успешно конкурировать с другими детьми они избегают любого
социального взаимодействия. Однако те дети, которые преодолевают свои затруднения, могут,
компенсируя свою изначальную слабость, развить способности до уровня выше обычного.
Избалованные или испорченные дети также испытывают трудности в развитии социального
интереса и способности сотрудничать с другими людьми. Они теряют уверенность в своих
способностях, потому что другие всегда делали за них то, что они могли бы сделать сами. Вместо того
чтобы взаимодействовать с другими, они предъявляют односторонние требования к друзьям и семье.
Социальный интерес у них обычно минимален, и, как обнаружил Адлер, избалованные дети чаще всего
не испытывают особенно теплых чувств к своим родителям, которыми хорошо манипулируют.
Заброшенность — третья причина, которая может осложнить развитие ребенка. Заброшенные
или нежеланные дети не знали любви, не видели сотрудничества в своем доме, и поэтому им
необыкновенно трудно развить в себе эти качества. У таких детей нет уверенности в своей способности
приносить пользу и завоевать признание и уважение окружающих. Вырастая, они обычно становятся
холодными и жесткими людьми.
«Черты нелюбимых детей в их наиболее развитой форме можно наблюдать, изучая биографии
всех величайших врагов человечества. Здесь сразу бросается в глаза то, что, когда они были детьми, с
ними плохо обращались взрослые. Поэтому они развили в себе жесткость характера, зависть и
ненависть; они не могут выносить, когда другие счастливы» (Adler, 1956, р. 371).
В результате органической неполноценности, избалованности и заброшенности у детей часто
возникает искаженный взгляд на мир, а это порождает жизненный стиль неудачника. И снова Адлер
подчеркивает, что это не реальный «опыт» детей, а их восприятие и выводы, которые они извлекают из
своего опыта и которые определяют путь, избираемый ими в жизни.
Основная динамика неврозов
В 1913 году Адлер и его группа опубликовали работу об адлеровском подходе к неврозам
(Bottome, 1957). Его основные пункты сводятся к следующему:
1. Любой невроз можно понимать как попытку преодолеть чувство неполноценности и достичь
чувства состоятельности.
2. Невроз изолирует личность, так как уводит ее от социальной деятельности и от решения
проблем реальной жизни.
3. Отношения невротической личности с окружающими строго лимитированы сочетанием
суперчувствительности и нетерпимости.
4. Оторванный от реальности невротик склонен жить в мире воображения и фантазии, избегая
ответственности и служения обществу.
5. Болезнь и страдания заменяют собой изначальную, здоровую цель добиться превосходства.
6. Невроз представляет собой попытку освободиться от всех ограничений, налагаемых
Hosted by uCoz