«Необходимо шаг за шагом раскрывать: недостижимую цель превосходства над всем вокруг;
нарочитое сокрытие этой цели; всеподавляющую, направляющую жизнь пациента власть этой цели;
недостаток у больного свободы и его враждебность по отношению к человечеству, которые
определяются этой целью» (Adler, 1956, р. 333).
Исследование жизненного стиля
Терапия требует взаимодействия. Одна из первых задач обратиться к целям и ожиданиям
каждого пациента. Пациенты часто ждут от терапевта той же ответной реакции, какую они получали от
всех остальных. Пациент может чувствовать, что его не понимают, не любят или несправедливо с ним
обращаются. Терапевт должен тщательно избегать действий, которые подтвердили бы эти
бессознательные ожидания.
Поскольку жизненный стиль в основе своей есть единое целое, терапевт ищет темы, которые
проходят через все поведение человека. Чтобы определить жизненный стиль пациентов, Адлер
расспрашивал об их ранних воспоминаниях, наиболее ярких событиях детства: «Нет случайных
воспоминаний, из бесчисленного множества впечатлений человек выборочно запоминает только те,
которые, как он чувствует, хотя и смутно, имеют отношение к его ситуации» (1931, р. 73).
«Даже ложь пациента представляет для меня ценность... Ведь это его ложь и ничья больше! Что
он не может замаскировать, так это свою самобытность» (Adler in: Bottome, 1957, p. 162).
Адлер подчеркивал также важность выразительного поведения, включая позу и интонацию: «Я
нахожу, что очень полезно вести себя как во время пантомимы, то есть иногда я не обращаю внимания
на слова пациента, а вместо этого угадываю его более глубокие намерения по его реакциям и его
движениям в данной ситуаций» (1956, р. 330).
Адлер предполагал, что жизненный план пациента развивался под влиянием негативных
условий, поэтому терапевт должен внимательно искать органическую неполноценность,
избалованность или заброшенность в детстве пациента.
Содействие пониманию себя
Адлер видел главную проблему большинства пациентов в наличии у них ошибочной схемы
апперцепции, обусловленной недостижимой и нереалистичной целью достичь превосходства над
остальными. Одна из важнейших задач терапевта помочь пациентам понять свой собственный
жизненный стиль, включая основной подход к жизни. Только когда человек начнет понимать самого
себя, он сможет исправить свой неадаптивный стиль жизни:
«Пациента нужно привести в такое состояние чувств, в котором он захочет слушать и захочет
понимать. Только тогда на него можно повлиять, чтобы он стал жить так, как он понял» (1956, р. 335).
Понимание себя означает умение видеть ошибки, которые человек делает, постоянно преодолевая
обычные ежедневно возникающие трудности. Понимание себя помогает лучше понять мир и свое место
в нем.
«Согласно Адлеру, успех терапии всегда зависит от пациента.
Реальные изменения в состоянии пациента могут быть достигнуты только его собственным
трудом... На лечение и выздоровление всегда следует смотреть не как на успех консультанта, но как на
успех пациента. Консультант может только указать на ошибки, пациент сам должен выбрать
правильную жизнь» (1956, р. 336).
Адлер придавал больше значения умению понимать последствия нашего поведения, чем
подробному изучению наших внутренних переживаний. Для Адлера настоящее постижение
человеческого характера это не просто абстрактное знание. Это понимание, превращенное в
конструктивное действие.
«Психотерапия это упражнение в сотрудничестве и проверка сотрудничества. Мы можем
достичь успеха только если по-настоящему интересуемся другим человеком» (Adler, 1956, р. 340).
Усиление социального интереса
|