процессе жизни развиваются качества, отличные от тех, какими обладают белые, привилегированные,
гетеросексуальные женщины. В связи с этим хотим подчеркнуть, что источником личностного роста
могут служить и различия между людьми.
Однако в нашем обществе роль этих различий явно недооценивается: обычно они организованы
по иерархическому принципу и характеризуются такими понятиями, как «нормальный» и
«желательный» или «инакомыслящий» и «нежелательный». В результате вместо того, чтобы приносить
пользу и способствовать личностному росту, различия становятся причиной страха перед отношениями,
недоверия людей друг к другу и их отчуждения друг от друга. Как пишет Александра Каплан, те, кто
принадлежит к большинству, часто «оставляют за собой право определять, какие сходства между
людьми являются основополагающими и каким образом можно лучше узнать людей... Люди понятны
только там, где они вписываются в условную иерархию ценностей, определяемую доминирующей
культурой» (1991, р. 6). На самом же деле глубокое понимание различий между людьми это один из
лучших путей к развитию человеческой личности и межличностных отношений.
«Увидеть сходство с другим человеком помогает взаимная эмпатия (mutual empathy). Однако очень
важно оценивать и различия. Понимание, принятие одного человека другим, несмотря на различия
между ними, является воистину прекрасным средством для улучшения качества взаимоотношений и
помогает каждому из людей ощутить свою значимость. Развитие происходит благодаря тому, что,
пытаясь понять тебя, я расширяю свое сознание и утверждаю в себе нечто новое» (Jordan, 1986, р. 89).
Центрированная на отношениях модель Стоуна подчеркивает тот факт, что общение с людьми
играет ведущую роль в жизни женщины, а уединение и изоляция являются основной причиной
страданий. Мы полностью разделяем эту точку зрения и полагаем, что психологическое развитие
женщины происходит именно через ее отношения с людьми.
Отношения (relationships)
Ядром модели Миллер стало признание важности межличностных отношений в жизни и
психологическом развитии женщины. Вместо того чтобы вступать в борьбу за независимость и
самостоятельность, женщины чаще ищут участия и контактов с людьми. Причем зрелая женщина в
первую очередь занимается этим не для себя, а для других, и, конечно же, для детей.
Весь человеческий опыт указывает на то, что:
«1. Личностное развитие женщины происходит именно в отношениях.
2. Общение с людьми оказывает наибольшее влияние на психологический комфорт женщины.
3. Движение к достижению взаимности в отношениях происходит в течение всей жизни, являясь
результатом взаимной эмпатии, отзывчивости и влияния этих отношений на развитие каждого
индивида» (Jordan, 1983; Miller, 1984, 1986; Stiver, 1984; Surrey, 1985).
«Человечество придерживалось ограниченного и искаженного взгляда на самое себя от
проникновения в самые сокровенные эмоции до видения человеческих возможностей только лишь
по причине подчиненного положения женщин» (Miller, 1976).
Потребность в общении, эмоциональных контактах стоит на первом месте в жизни каждого
человека. Причиной большей части человеческих страданий является отсутствие связей с людьми,
психологическая изоляция. Джордан так описала чувство изоляции: человек не верит в возможность
быть понятым другими людьми (1989).
«Когда люди не способны преодолевать препятствия на пути к контактам с другими,
возникающие в результате скованность и уход в себя могут принести тяжкие мучения. Часто они
сопровождаются чувством стыда и ощущением, что человек недостоин общения, несмотря на глубокую
тоску по нему. Если человек заранее боится потерпеть крах в межличностных отношениях, то его
стремление вступать в них порождает напряженность и препятствует свободному выражению чувств и
мыслей» (Jordan, 1989).
Для размышления. Важность отношений
Для того чтобы лучше понять, насколько в вашей жизни важны межличностные отношения,
попробуйте выполнить следующее упражнение:
|