Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 726 
Next page End  

окружающим или, выражаясь попросту, вас застигли врасплох «со спущенными штанами». Стыд также
ассоциируется с первыми впечатлениями ребенка, когда он впервые встает на ноги и чувствует себя
маленьким, неустойчивым и беспомощным во взрослом мире.
Сомнение тесно связано с ощущением того, что у человека есть перед и зад. Наша передняя
сторона — приятное лицо, которое мы обращаем к миру. Ребенок не может увидеть задней части своего
тела. Это неизвестная и неисследованная территория. Однако на стадии приучения к горшку эта часть
тела находится во власти других людей. Если разница между передом и задом не сглаживается, детское
чувство автономии смешивается с сомнением.
На этой стадии приобретается сила воли.
Наличие воли не подразумевает упрямства, оно
означает умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится
принимать решения, несмотря на неизбежную фрустрацию. «Итак, воля есть твердая решимость
воспользоваться свободой выбора и самоограничением, вопреки неизбежному ощущению стыда и
сомнения» (Erikson, 1964, р. 119).
Детская воля превращается во взрослую способность контролировать влечения и импульсы. В
идеале воля индивидуума присоединяется к воле общества таким образом, что позволяет личности
сохранять ощущение власти, пусть даже и ограниченной правилами и рассудком.
Воля формирует основу для принятия нами закона и внешней необходимости. Она коренится в
понимании того, что родительским воспитанием движет дух справедливости. Закон является
социальным установлением, придающим конкретную форму контролю личности над своими
побуждениями. Мы подчиняем наше своеволие величию закона, относясь к нему амбивалентно и
иногда совершая незначительные проступки.
Для размышления. Автономия
Условьтесь с партнером, что, по крайней мере, полдня вы будете выполнять его или ее
приказания, что бы вам ни велели сделать. В какой-то степени ваш партнер вынужден играть роль
«родителя», а вы соглашаетесь стать послушным ребенком. Установите четкие ограничения. Например,
что вас не будут заставлять делать что-то противозаконное, неэтичное или что-то, что могло бы
поставить вас или кого-то другого в неловкое положение.
Что вы чувствуете, когда рядом есть кто-то, кто говорит вам, что надо делать: что есть, когда
садиться или вставать, как себя вести и так далее? Во многом вы повторяете опыт обычного двухлетнего
ребенка, не имеющего права голоса.
Когда закончите, обсудите ваши переживания с. партнером. Может быть, лучше не меняться
ролями потом. Сознание того, что вы поменяетесь ролями, может помешать вашему партнеру
придумывать вам творческие задания (к тому же мало кто из родителей ожидает того, что поменяется
ролями с детьми).
---
3. Инициатива против вины. На стадии, называемой «инициативность против вины» (initiative
versus guilt),
ребенок становится еще подвижнее и любопытнее, обогащается его язык и воображение,
растет чувство контроля и ответственности. Основное занятие этого возраста — игра. Ребенок
погружается в окружающую среду, находит радость в нападении на мир вокруг себя и его завоевание.
Эта стадия аналогична фаллической стадии у Фрейда. Ребенок охотно учится, ему нравится все делать
хорошо. Любимое слово у детей этого периода —
почему?
Необычайно сильно любопытство и
открытость обучению. Ребенок познает ценность предварительного планирования и начинает развивать
ощущение руководства и решительности.
Новое ощущение контроля смягчается чувством вины. Это необычное ощущение свободы и
упрочение собственной власти над окружающим почти сразу же порождает беспокойство. У ребенка
развивается совесть, родительское отношение к предметам, которое укрепляет самонаблюдение,
самоконтроль и самокритику. На этой стадии ребенок может делать больше, чем раньше, и должен
научиться устанавливать себе ограничения.
Решительность, сила этой стадии коренится в игре и фантазии. Игра для ребенка — то же самое,
что обдумывание и планирование для взрослого. В игре содержатся зачатки преднамеренного действия:
Hosted by uCoz