Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 726 
Next page End  

 Принципы социального порядка Ритуализации Ритуализм  Космический порядок Мистическая Идолопоклонство  Закон и порядок Рассудочная Легизм  Идеальные прототипы Драматическая Морализм  Технологический порядок Формальная (техническая) Формализм  Идеологическое мировоззрение Идеологическая Тоталитаризм  Модели сотрудничества и конкуренции Принадлежность к группе Элитарность  Культурные и образовательные процессы Принадлежность к поколению Авторитаризм  Мудрость Философская Догматизм
---
Навык мудрости приобретается в столкновении интеграции и отчаяния. «Мудрость представляет
обособленный интерес к жизни самой по себе перед лицом смерти» (Erikson, 1964, р. 233). Мудрость
придает аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в
себе мудрость, становятся образцами интегрированности и совершенства. Они дают вдохновляющий
пример для молодежи, ведущей сходный образ жизни и живущей их идеалами. Чувство интеграции
может также облегчить ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного
возраста.
Табл. 8.2 подводит итог разным направлениям развития восьми стадий Эриксона. Каждая стадия
связана с определенным кризисом, социальным окружением, способностями и другими параметрами.
Таблица 8.2. Восемь стадий человеческого развития (Источник: Erikson, 1982, р. 32-33.)
Стадии
Психосексуальные
стадии и методы
Психосоциальные
кризисы
Радиус значимых
взаимоотношений
Базовые силы
Суще
пат
б
ан
I.
Младенчество
Орально-
респираторный,
сенсорно-
кинестетический
(инкорпоративные
методы)
Базисное доверие
против базисного
недоверия
Личность матери
Надежда
Замкну
II. Раннее
детство
Анально-
уретральный,
мышечный, методы
удержания и
отъединения
Автономия или стыд
и сомнение
Родители
Воля
Прину
III.
Дошкольный
возраст
Инфантильно-
генитальный,
двигательный
(методы вторжения
и включения)
Инициативность или
чувство вины
Семья
Намерение
Тормо
IV. Школьный
возраст
Латентность
Трудолюбие или
неполноценность
Соседи, школа
Компетентность
Инерци
V. Отрочество
Половое созревание
Идентичность или
спутанность
идентичности
Группа сверстников
и другие модели
лидерства
Верность
Отрица
VI. Ранняя
зрелость
Генитальность
Интимность или
изоляция
Партнеры в дружбе,
сексе, конкуренция,
сотрудничество
Любовь
Исключ
VII. Зрелость
Воспроизводство
Генеративность
против стагнации
Разделение труда и
ведения домашнего
хозяйства
Забота
Неприя
окружа
VIII. Старость
Генерализация
чувственных
методов
Интеграция или
отчаяние
Человечество, «свой
круг»
Мудрость
Пренеб
«Младенец может впитывать молоко мудрости так же, как раньше он жаждал получить вполне
конкретную жидкость из изящных рожков» (Erikson, 1963, р. 62).
Hosted by uCoz