только не перенимают роли своих родителей, но сами ролевые модели взрослой жизни постоянно
изменяются. Отроческие идентификации и детский опыт оказываются явно недостаточными для
разрешения задачи выбора карьеры и профессии.
Эриксон подчеркнул, что ощущения позитивной и негативной идентичности могут смешиваться.
Негативная идентичность может включать поведение и отношения, за которые человек был наказан или
ему пришлось испытать чувство вины. Например, это может быть фигура дяди или друга, считающегося
алкоголиком или неудачником. (Еще о негативной идентичности см. в главе «Помехи развитию».)
Эриксон обнаружил, что развитию чувства идентичности зачастую предшествует
«психосоциальный мораторий» период, когда человек может учиться, путешествовать или посвятить
себя каким-то временным занятиям и работам. Мораторий дает время подумать, выработать новое
ощущение целенаправленности, новые ценности и поставить новые цели. Мораторий может
продолжаться несколько месяцев и даже лет.
Для размышления. Идентичность
Чтобы понять, как развивается ваша идентичность, проделайте следующее упражнение:
1. Расслабьтесь и подумайте о том времени, когда наиболее сильно проявилась ваша
идентичность. Опишите это время. В чем выражалась ваша идентичность (скажем, вы были капитаном
школьной футбольной команды, старшей дочерью в семье, студентом-отличником)?
2. Возьмите лист бумаги и подберите десять слов, характеризующих вас в то время: опишите свое
ощущение себя, поворотные моменты в жизни и т. д.
3. Как бы вы описали вашу нынешнюю идентичность? Составьте второй список.
4. Произошли ли с вами значительные перемены? Что сохранилось в вашем ощущении себя за
этот период времени? Что изменилось?
5. Был ли переход от одного ощущения идентичности к другому ровным и постепенным или
внезапным?
6. Как вам кажется, ваша настоящая идентичность останется относительно стабильной или вы
предвидите значительные изменения? Если изменения произойдут, то по какой причине?
---
Развитие идентичности
Эриксон (1980, р. 120-130) подчеркнул, что развитие ощущения идентичности имеет как
психологический, так и социальный аспект:
1. Развитие чувства идентичности основано, в частности, на вере в тождественность и
целостность мировоззрения других людей, мнение которых для данного человека существенно и чье
мировоззрение он разделяет.
2. Хотя многие аспекты поиска идентичности относятся к сознательным процессам, ведущую
роль играет бессознательная мотивация. В таком случае острое ощущение ранимости может сменяться
внезапной надеждой на успех.
3. Ощущение идентичности не развивается без определенных физических, психических и
социальных условий (описанных Эриксоном). Появление чувства идентичности не должно
задерживаться, так как развитие последующих стадий зависит от него напрямую. Психологические
факторы могут затянуть кризис в тот период, когда человек пытается приспособить свои уникальные
способности к существующим в обществе возможностям. Социальные факторы и исторические
изменения могут также отодвинуть становление зрелости.
4. Укрепление чувства идентичности зависит от событий в прошлом, настоящем и будущем. Во-
первых, еще в детстве человек должен приобрести четкое ощущение идентификации. Во-вторых, выбор
взрослым человеком профессиональных идентификаций должен быть реалистичным и соответствовать
имеющимся возможностям. Наконец, взрослый человек должен быть уверен, что выбранные им роли
будут жизнеспособны в будущем, несмотря на неизбежные перемены как в самом человеке, так и в
окружающем мире.
Эриксон отметил, что проблемы идентичности не новы, хотя они, вероятно, распространены в
|