фильма, сходил на потрясающую вечеринку, выполнил часть заданий и бегло просмотрел остальной
материал»). Ряд теорий пытается понять эту фундаментальную борьбу человека за превращение
намерения в действие.
Уильям Джеймс сделал волю центральным понятием своей психологии. По Джеймсу, воля
представляет собой сочетание внимания и усилий. Она является важным средством фокусировки
сознания, и ее можно систематически укреплять и тренировать. В отличие от Джеймса, Скиннер считал
волю вводящим в заблуждение и нереалистичным понятием, так как он полагал, что все действия
детерминированы, даже если мы не понимаем, как и почему это происходит. В теории Скиннера воле
не нашлось места.
Эмоции
Декарт писал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Кто-то мог бы добавить: «Я чувствую,
следовательно, я человек». Психологическая теория богата различными подходами к изучению
влияния эмоций на всю остальную ментальную и физическую деятельность человека. И действительно,
мышление, которое оторвано от эмоций, ограниченно и неэффективно.
Согласно Маслоу и восточным психологическим учениям, существует два основных вида
эмоций: позитивные и негативные. Маслоу относил к позитивным эмоциям невозмутимость, радость и
ощущение счастья. Он писал, что они облегчают самореализацию. Аналогичным образом, традиция
йоги проводит различия между эмоциями, ведущими к большей свободе, знаниям и в конечном счете к
просветлению, и эмоциями, способствующими неведению.
Интеллект
Теории личности часто направляют свое внимание на иррациональные аспекты личности.
Важно понять те различные способы, которыми теоретики конструируют «рациональное»
функционирование, и увидеть, что теоретики очень сильно отличаются друг от друга в том, насколько
важной они считают рациональность.
Согласно когнитивному теоретику Джорджу Келли, интеллект это основной элемент в нашем
конструировании концепций реальности, являющемся центральным понятием его теории. В суфизме
выделяют несколько уровней интеллекта, в частности любопытство, логику и эмпирическое понимание.
Существует также развитый интеллект, который включает в себя сердце (чувства) и голову (мышление).
«Я»
«Я» это расплывчатое понятие, которое пытались осмыслить многие теоретики, но которое
так полностью и не определено. Это нечто большее, чем эго, чем сумма факторов, которые делают
индивида индивидом; оно не столь ограниченно, как личность, поскольку включает ее в себя. «Я» это
понятие, которое бросает решительный вызов миру чистой науки, отказываясь поддаваться
объективным оценкам. Звучит невразумительно? Возможно.
Говорят также о «прочувствованном ощущении» своего «я». Вы ясно ощущаете, кто вы такой,
независимо от того, насколько плохо вы себя чувствуете, насколько сильно вы можете быть расстроены,
каков ваш возраст. Один из нас спросил своего отца, когда тому было 88 лет, чувствовал ли он себя хоть
раз стариком. Отец ответил, что, хотя он прекрасно знает о том, насколько старо его тело, его
прочувствованное ощущение себя, похоже, не изменилось со времени детства. Его установки, мнения,
поступки, настроения и интересы менялись в ходе жизни, но это трудноуловимое нечто оставалось
неизменным. Некоторые теоретики не хотят иметь дела с этим «скользким» аспектом нашей личности, в
то время как другие проявляют смелость и превращают его в центральное понятие своих теорий.
Одно из самых больших различий между йогой и буддизмом состоит в том, как они определяют
«я». В йоге «я» это вечная, неменяющаяся сущность каждого индивида. Согласно буддизму, внутри
индивида не существует какого-то неменяющегося, центрального «я». Человек это всего лишь
непостоянный набор преходящих характеристик. Большее «я», или природа Будды, не индивидуально, а
|