Сексуальное подавление
Другим препятствием к совершенствованию служит социальное и культурное подавление
естественных импульсов и сексуальности индивида. Райх утверждал, что подобное подавление есть
главный источник всех неврозов и что оно проявляется в течение трех основных периодов жизни
человека: в раннем детстве, в период созревания и в зрелом возрасте (Reich, 1973).
Еще в младенчестве дети попадают во враждебную авторитарную атмосферу семьи, где царствует
дух подавления всего, что имеет отношение к сексу. Райх подтверждает выводы Фрейда о негативном
результате родительских требований, касающихся обучения детей навыкам туалета, самоограничения и
«примерного» поведения.
«Инстинкт разрушения, заложенный в характере человека, есть не что иное, как чувство ярости,
вызванное неудовлетворенностью вообще и отказом в сексуальном удовлетворении, в частности» (Reich,
1973, р. 219).
В период созревания молодых людей всячески удерживают от активной, открытой сексуальной
жизни; большинство родителей все еще строго запрещают мастурбацию. Но что еще более важно, наше
общество так устроено, что подросткам, как правило, невозможно найти осмысленную работу. И в
результате такого неестественного образа жизни подросткам особенно нелегко избавиться от
инфантильной привязанности к своим родителям.
И наконец, в зрелом возрасте (это особенно справедливо для времени, когда жил сам Райх)
многие люди попадают в ловушку брака, который не приносит им никакого удовлетворения, для
которого они, по причине добрачного воздержания, были сексуально не подготовлены. Райх также
указывает, что в современной западной культуре существуют врожденные противоречия внутри самих
брачных отношений:
«Браки распадаются в результате все углубляющегося несоответствия между сексуальными
потребностями и экономическими условиями. С одним и тем же партнером сексуальные потребности
могут удовлетворяться лишь в течение ограниченного времени. С другой стороны, экономические узы,
требования морали и традиция стимулируют постоянство брачных отношений. В результате выходит,
что институт брака у нас никуда не годится» (Reich, 1973, р. 202).
Подобная ситуация в семье порождает аналогичную ситуацию невроза и для последующего
поколения.
«Процесс жизни по сути своей процесс «рациональный». Когда ему не дают развиваться
свободно, он искажается и превращается в абсурд» (Reich, 1973, р. 19).
Райх считал, что у человека, воспитанного и взращенного в атмосфере, где к жизни и к сексу как
неотъемлемой ее составляющей внушается негативное отношение, развивается чувство страха перед
всем, что несет с собой удовольствие, и это находит выражение в формировании у него мышечного
панциря. «Формирование характерологического панциря служит основой для изоляции, одиночества,
нужды, непреодолимой потребности в авторитете, страха ответственности, мистической жажды того,
чего не существует на свете, страданий на сексуальной почве, а также для невротически бессильного
бунтарства, тупого упрямства вкупе с патологической нетерпимостью» (Reich, 1973, р. 7).
«Учение живой жизни, воспринятое и искаженное закованным в панцирь человеком, обернется
проклятием для всего человеческого рода и его институтов... Не подлежит сомнению, что наиболее
вероятным результатом принципа «оргастической потенции» станет повсеместное распространение
пагубной философии четырех букв. Как стрела, выпущенная из туго натянутого лука, стремление к
немедленному, легкому и губительному генитальному удовольствию уничтожит человечество» (Reich,
1961, р. 508-509).
Райх далеко не оптимистически смотрел на возможные результаты своих открытий. Он был
уверен, что большинство людей таскают на себе такие прочные панцири, что вряд ли смогут понять его
теории и неизбежно исказят его идеи.
Структура
|