для которой, казалось, не было никакой естественной причины. Девять лет он посвятил внимательному
и скрупулезному самонаблюдению, для чего использовал трехстороннее зеркало. Он обнаружил, что
потеря голоса была связана со специфическими движениями его головы назад и вниз. Научившись
сдерживать эту свою склонность, Александер обнаружил, что он избавился от ларингита, а кроме того,
устранение давления на заднюю часть шеи положительно сказалось и на ощущениях во всем теле.
Помимо этого Александер разработал технику обучения так называемому комплексному движению,
основанному на сбалансированной связи между головой и позвоночником.
Александер считал, что необходимым условием для свободного и эффективного движения
является удлинение позвоночника. Он не имел в виду растягивание с применением силы, а именно
мягкое удлинение вверх.
Студенты школы Александера работают преимущественно по следующей
формуле: расслабить шею, чтобы голова свободно двигалась вперед и назад, а спина удлинялась и
расширялась. Цель этого упражнения не мускульная активность, а автоматическая регулировка тела, в то
время как индивид сосредоточен на его исполнении, руководствуясь указаниями учителя. Все движения,
исполняемые во время занятий, заимствованы из нашей повседневной деятельности, и студент просто
учится применять к ним принципы школы Александера. Равновесие между головой и позвоночником
обеспечивает устранение физических напряжений, улучшает осанку и мышечную координацию.
Напротив, все, что мешает установлению этого равновесия, портит осанку, вызывает напряжение и
плохую координацию.
«Александер продемонстрировал совершенно новый научный закон, имеющий отношение к
контролю за поведением человека, закон столь серьезный, сколь может быть серьезен любой закон
природы» (Джон Дьюи, см. Jones, 1976, р. 104).
Школа Александера особенно популярна в среде актеров, танцоров и других артистов,
выступающих перед публикой. Как показали результаты, она в высшей степени эффективна для людей с
физическими недостатками, а также для тех, кто страдает хроническими соматическими заболеваниями.
Метод Фельденкрейса
Метод Фельденкрейса предназначен для того, чтобы вернуть естественную грацию и свободу,
которой каждый из нас обладал в детстве. Последователи школы Фельденкрейса обучаются таким видам
движений, которые позволяют им найти наиболее эффективный способ движений, устраняют
мышечные напряжения и неэффективные привычки двигаться, приобретенные ими за годы жизни.
Моше Фельденкрейс (Moshe Feldenkrais) получил степень доктора физики во Франции и работал в
этой области до 1944 года, когда ему исполнилось 40 лет. Он стал глубоко интересоваться борьбой
дзюдо и основал первую школу дзюдо в Европе, а со временем разработал собственную систему этого
единоборства. Кроме того, Фельденкрейс работал совместно с Александером, а также изучал труды
Фрейда, Гурджиева, йогу и неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя изучению
человеческого тела.
«Я переворошил огромное количество литературы по физиологии и психологии и, к своему
величайшему изумлению, обнаружил лишь сплошное невежество, массу предрассудков и полный
идиотизм в той области, которая касается поведения человека. Не нашлось ни одной книги, где
говорилось бы о том, как именно функционирует наш организм» (Feldencrais, 1966, р. 115).
Метод Фельденкрейса использует огромное количество самых разных упражнений, которые
меняются от занятия к занятию. Обычно упражнения начинаются с почти незаметных движений,
постепенно переходящих в движения более энергичные. Цель подобных упражнений развитие
легкости и свободы в движениях всего тела.
Фельденкрейс часто цитирует китайскую пословицу: «Слышу и забываю, вижу и вспоминаю,
делаю и понимаю». Его работа сосредоточена на понимании с помощью делания; свои упражнения он
называет «знанием через движение».
Совершенствование по Фельденкрейсу есть постепенное овладение более эффективными
приемами действия. Не отказываться от старых привычек, а расширять их ассортимент вот в чем
должна состоять наша цель. Например, когда мы учимся печатать на машинке, то обычно пользуемся
всего двумя пальцами. Но потом мы стараемся распространить наш навык на все десять пальцев, а для
|