дела?».
«Прирожденные рационалисты и прирожденные прагматики никогда не поймут друг друга. Мы
всегда будем смотреть на них как на что-то отжившее, призрачное, а они видят в нас вандалов и это
безнадежно... Почему бы не взглянуть на вещи более реально и не понять, что на смену одним теориям
приходят другие, более верные?» (H. James, 1926, vol. 2, p. 272).
В течение семестра он преподавал в Стэнфордском университете (занятия были прерваны
сильным землетрясением 1906 года), потом вернулся в Гарвард. Вскоре после этого ушел на пенсию, но
продолжал писать и читать лекции.
Умер Джеймс в 1910 году.
Он был третьим президентом (18941895) Американской психологической ассоциации и
активно способствовал тому, чтобы психология как дисциплина стала независимой от неврологии и
философии. Определение, которое Джеймс дал психологии, «описания и объяснения состояний
сознания как такового» (1892а, р. 1), определяло направление этой дисциплины, пока не оказалось
необходимым включить в нее экспериментальную и бихевиористскую психологию.
Идейные предшественники
Джеймс вырос в замечательной, талантливой семье. Его отец Генри Джеймс известный
последователь шведского ученого-мистика Эмануэля Сведенборга был в XIX веке одним из самых
противоречивых авторов книг по политике и религии (Habegger, 1994). В атмосфере дома Джеймсов
рождались новые идеи. Уильям Джеймс стал великолепным оратором, потому что семья поощряла и
одобряла это искусство. Его очень одаренный брат Генри Джеймс, ярко выраженный интраверт, стал
знаменитым писателем. Братья часто общались и всегда были преданными почитателями и
внимательными критиками друг друга (Matthiessen, 1980, Taylor, 1992).
Джеймс лично знал многих ведущих философов, ученых, писателей и педагогов своего времени,
с некоторыми из них он переписывался. Он часто высказывал одобрение идеям того или иного
мыслителя, но нельзя сказать, что кто-то был его прямым учителем.
Происхождение философских идей Джеймса фактически остается спорным. Современные
философы склонны считать, что Джеймс является представителем ветви Английского (Британского)
эмпиризма, идущей от Джона Локка и Дэвида Юма к Джону Стюарту Миллю и Александру Бэйну, тогда
как экспериментальные психологи любят говорить о том, что он учился у Вильгельма Вундта и Германа
Гельмгольца. (Джеймс читал их работы и присутствовал на нескольких лекциях, но не являлся их
учеником в полном смысле этого слова.) Фактически большая часть свидетельств указывает на то, что
истоки философии Джеймса следует относить к середине XIX века, к кругу Сведенборга и
трансценденталистов, чьи идеи получили распространение благодаря его отцу Генри Джеймсу и его
крестному отцу Ральфу Уолдо Эмерсону (Taylor, 1988 а, 1988 b). Джеймс унаследовал их идеи
интуитивной психологии формирования характера, концепции духовного развития и сделал акцент на
роли высших уровней развития сознания, которые ему приходилось укладывать в более жесткие рамки
редукционистской науки. Результатами его деятельности явились экспериментальная наука о сознании,
психология индивидуальных различий и активное движение в защиту религиозных убеждений,
оказывающих реальное воздействие на людей и прежде всего благотворно сказывающихся на общем
физическом здоровье и личностном росте.
Вопрос о том, где проходила научная подготовка Джеймса, также остается спорным. Специалист
по истории экспериментальной психологии Э. Дж. Боринг (E. G. Boring, 1929, 1950) стремился
представить Джеймса как последователя Немецкой экспериментальной научной школы. На самом же
деле свой познания об экспериментальном научном методе Джеймс почерпнул из французской
экспериментальной физиологии это прежде всего касается микроскопии и методов хирургического
расщепления тканей, осуществляемого с целью разграничения структуры и функции тогда как в
основание своей философии он положил прагматизм Чарльза Сандерса Пирса и Чонси Райта (Taylor,
1990a). И хотя Джеймс действительно связан с такими представителями английского эмпиризма, как
Милль и Бэйн, знавшими его отца, мы также располагаем свидетельствами, связывающими Джеймса с
|