Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 726 
Next page End  

психологии. В этом разделе мы очень выборочно рассмотрим вопросы, поставленные в основных
концепциях Джеймса. Предметом нашего внимания будут, во-первых, проблема «я», затем элементы
сознания и наконец-то, как сознание делает отбор.
Наше «я»
Наше «я» — это личностная непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда
просыпаемся утром. Наше «я» больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы
нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт. Джеймс описал
несколько слоев «я», которое, как это ни парадоксально, подобно сознанию, одновременно непрерывно
и дискретно (Knowles & Sibicky, 1990).
Биологическое «я»
Биологическое «я» — это наше физическое, телесное существо. Это наша наследственная
конституция, особенности физической внешности, наши физиологические процессы. Это все, что имеет
отношение к нашим биологическим функциям. Это корабль, перевозящий нас физически из момента
рождения в момент смерти, существующий в реальном мире. Это наше неповторимое сердце, наш
неповторимый мозг, именно наши руки, наши ноги, наш язык — физический аспект нашей
индивидуальности, представляющий нас и никого другого. Наше биологическое «я» можно
рассматривать как подмножество реального «я».
Реальное «я»
Реальное (материальное) «я» (Material self) это слой, включающий в себя все предметы, с
которыми человек идентифицирует себя как личность. В реальное (материальное) «я» входят не только
его тело, но также его дом (или квартира), его собственность, друзья, семья.
«Однако в самом широком смысле человеческое «я» — это сумма всего, что человек может
назвать своим: не только его тело и его психика, но также его одежда и его жилище, его жена и дети, его
предки, родственники и друзья, его репутация и то, чем он занимается, его земля, его лошади, его яхта и
счет в банке. Все это вызывает у человека примерно одинаковые эмоции. Если все перечисленное
процветает, человек ощущает себя победителем, а если хиреет или пропадает, это расстраивает и
угнетает человека. Не обязательно эмоции будут одинаково сильны в отношении каждого элемента, но
по самой сути они похожи» (James, 1890, vol. 1, p. 291-292).
Насколько человек идентифицирует себя с другим человеком или предметом, настолько они
являются частью его «я». Например, подростки из хулиганствующих компаний могут даже убить
соперника, отстаивая свое право на какой-то предмет одежды или уличный перекресток, который они
считают частью своего «я».
«Социальное «я» человека зависит от того, как его воспринимает близкое окружение» (James,
1890, vol. 1, p. 293).
Для размышления. Кто я?
Проверьте утверждение Джеймса о реальном «я». Представьте себе, что кто-то высмеивает
человека, идею или вещь, которые что-то значат для вас. Объективны ли вы, оценивая справедливость
этой атаки, или вы реагируете так, как будто напали лично на вас? Если кто-то в оскорбительном тоне
говорит о вашем брате, родителях, вашей прическе, стране, вашей куртке или вашей религии, сознаете
ли вы, какую часть себя вы вкладываете в эти понятия? Некоторая неразбериха между понятиями
собственности и идентификации проясняется, если понять эту расширенную концепцию «я».
---
Социальное «я»
Hosted by uCoz