Помехи для роста
Поскольку Джеймс не был лечащим врачом, психологические трудности, которые он наблюдал,
были обычными, такими, какие все мы испытывали: невысказанные эмоции, слишком сильные эмоции,
взаимное непонимание.
Невыраженные эмоции
Задолго до появления современной психотерапии, а также создания психологических групп и
групп 12 ступеней Джеймс осознал необходимость высвобождения эмоциональной энергии. Он
чувствовал, что блокированная или сдерживаемая эмоция может привести к психическому срыву или
физической болезни. Хотя не следует выплескивать некоторые эмоции, особенно если это может
нанести вред самому человеку или окружающим, нужно найти какой-то выход для эмоционального
возбуждения. Более того, Джеймс считал, что следует выплескивать как хорошие, так и неприятные
эмоции. А если человек ощущает себя храбрым, щедрым, сострадательным такие чувства нужно
поскорее переводить в действие, а не подавлять.
Ошибки избыточности
В обычной практике принято считать одни личные характеристики полезными, а другие
вредными. Мы говорим, что любить это добродетель, а быть жадным порок. Джеймс считал, что
такое простое деление правомерно только при умеренном выражении чувств. Например, избыток
любви становится зависимостью, избыток преданности приводит к фанатизму, избыток заботы
превращается в сентиментальность. Каждая добродетель может унизить человека, если допустить ее
проявление в крайней форме.
Личная слепота
В одном из своих очерков, который он сам очень ценил, Джеймс дает описание «своеобразной
слепоты», называя так неспособность людей понимать друг друга. Мы сами не осознаем этой слепоты
(personal blindness), и в этом источник многих наших несчастий. Когда мы считаем себя вправе решать за
других, что для них хорошо, а что плохо, чему им следует учиться и что им нужно в жизни, мы
проявляем своего рода слепоту.
«Не считайте себя самым проницательным, умным: вся правда и все добро мира не открывается
целиком кому-то одному хотя у каждого наблюдателя есть свои преимущества, ведь каждый человек
имеет свою особую внутреннюю позицию и ему может быть видно то, что незаметно другим» (James in:
McDermott, 1977, p. 645).
Эта «слепота», которая проявляется у нас по отношению друг к другу, представляет собой
симптом более глубокой «слепоты» неспособности к правильной оценке реальности. Согласно
Джеймсу, в таком подходе нет ничего мистического, поскольку его можно проверить опытным путем.
Наша «слепота» мешает нам правильно оценивать настоящее. Подобно своим предшественникам,
Уитмену и Толстому, Джеймс был сторонником непосредственного восприятия без фильтров
обычаев, манер или вкусовых ограничений. «В реальной жизни всегда есть что-то возбуждающее,
волнующее, какая-то изюминка, и именно это важно в том единственно настоящем и положительном
смысле, в каком что-то вообще может быть важно» (1899 а, р. 115).
Жизнь всегда стоит того, чтобы ее прожить, если человек подходит к ней ответственно. Нас учат
обращать внимание только на что-то редкое, удивительное и не считать интересным обычное. Нас
душат абстрактные идеи и пустое многословие... Изысканные источники удовольствий часто
пересыхают, и мы теряем способность замечать и ценить простые радости бытия (1899 а, р. 126).
К симптомам нашей «слепоты» можно отнести и неспособность выражать свои чувства, а также
неумение контролировать свои желания, что приводит к ошибкам неумеренности и вредным
|